Понедельник, 16-07-2018, 09:37

Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Победа"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Прогноз погоды
Ромоданово

Главная » 2018 » Январь » 19 » Не пора ли вспомнить о сёлах России?!
11:17
Не пора ли вспомнить о сёлах России?!

За последние десятилетия из народной памяти, с географичес­кой карты России уходят многие населённые пункты, которые представляли собой историческую ценность по населению, обычаям, бережно хранимой нацио­нальной культуре. В сёлах жили и трудились хлеборобы, животново­ды, мастера ремёсел, а главное, в сельской местности успешно растили нра­вственно и физически здоровых детей и воспитывали их в любви к труду и к земле, как великой гордости страны.

Ныне многое уходит в небытиё и цель моего ностальгического очерка ещё раз обратить на это внимание. Наглядно показать реальности на примере моей малой Родины— селе Козловка Ромодановского района Мордовии, а та­ковых, я уверен, можно встретить на необъятных просторах России многие тысячи. При этом считаю своим долгом оставить на бумаге какой-то след о событиях сельской жизни, чтобы они не исчезли окончательно из нашей па­мяти. К тому же некоторые из них с большой долей вероятности остались и сегодня только в сознании моего поколения или в пересказах старожилов. .Документальных подтверждений этого найти не удалось, т.к.многое было уничтожено многочисленными пожарами и безразличным отношением к бла­городному делу сохранения памяти об ушедших людях и событиях.

В основу предлагаемого очерка легли рукописи и воспоминания моего отца Дунина Алексея Дмитриевича (1890-1973гг), обладавшего хорошей па­мятью, рассказы старожилов села и некоторые собственные наблюдения .

Например, Дунин А.Д. передал многие рассказы (частично в письменном ви­де) со слов своего деда Савелия Антоновича (1838—1921 г г.) и других его со­временников, которые составляют основу предлагаемой рукописи.

В действительности все населённые пункты сельского типа имеют свои особенности, но и во многом являются очень похожими своей исторической базой возникновения и дальнейшего развития. Следует, хотя бы коротко, ска­зать в этом плане о Козловке.

Историю села во многом раскрывают сохранившиеся названия окружа­ющих холмов, лесов, родников, оврагов, улиц (порядков) и связанных с ними со­бытий, дошедших до нас из вековых давностей. Это имеет место в лексике и содержании разговорного языка сельчан. Такие понятия как«Воровская яма», «Молоканский колодец», «Маютка», «Теребиловка», «Кирпичный овраг», «Молебная гора»и другие уже порядком забыты.Улицы (концы) Козловки в основном получили названия по фамилиям большинства проживающих на них крестьян (Тараканов конец, СаушевДамолов и другие) или по каким- ли­бо другим предложениям старожилов (Теребиловка, Старый порядок, Заги-баловка и другие).

Ниже приведённые разъяснения происхожденй названий во многом оп­ределяют суть происходящих событий и интересов, которыми жили село Ко­зловка и подобная ему российская глубинка.

Поскольку Козловка была разделена на Вольных и Барских после 1861 го­да, а родословная, например, Дуниных, известна с конца ХУ111 века, то мож­но предположить, что она и соседние с ней сёла ведут свою историю с более ранних времён.

Село расположено на пересечённой местности, изрезанной оврагами, в ок­ружении гор и лесных массивов, что являлось естественной защитой мордов­ских поселений от многочисленных набегов недружелюбных племён юго-западных и юго-восточных кочевников. В первой половине XX века в Козловке насчитывалось около 200 дворов, и первыми поселенцами были мордва Чегодаевы. Несколько их семей жили на пологих склонах оврага южнее сегодня­шнего расположения села. В дальнейшем они переселились в соседнее мор­довское село Курилово, а Козловка стала заселяться преимущественно рус­скоязычным населением. За оврагами до сих пор сохранилось название Чегодаевых, где сельские ребята устраивали лыжные встречи на снежных скло­нах различной сложности. Ближе всего к этим оврагам располагался нынеш­ний Саушев конец, который и стал, предположительно, основой будущего села. Помню старожила этой улицы Саушева Елизара, хорошо знавшего мор­довский язык, как и многие другие пожилые жители села..

Мама, например, мне рассказывала, что на мордовском языке (эрзя) сво­бодно изъяснялся и её дедушка Семён, который с удовольствием встречал нищих мордвов и часами с ними разговаривал на бытовые темы.Так что Коз­ловка и её население имеет в своей основе традиционные мордовские корни. После короткого исторического экскурса в историю села перейду к описа­нию мест и событий в Козловке, хотя уже и трудно по понятным причинам найти нужного интересного собеседника.

Воровская яма, это выражение бытует и сегодня среди жителей села старшего поколения, несмотря на то, что Козловка как населённый пункт практически уже прекратила своё существование.

Воровская яма располагалась в виде овражного углубления вдоль дороги, ведущей через Пушкинский лес в крупное базарное село Лада, в котором не менее 2 раз в год проводились Всероссийские торговые ярмарки. До второй половины XX века это был центр Ладского района Мордовии.

В землянках, сооружённых на склонах ямы, летом поселялись воры, кото­рые приходили из Астраханских степей и грабили население близлежащих деревень. Останки землянок сохранились до начала XX века и, как рассказы­вал мой дядя Беспалов Алексей Николаевич(1907г.р), он с сельскими ребята­ми подросткового возраста ещё играл там в разбойников.

Обычно два раза в неделю на Ладский базар съезжались на конных повоз­ках крестьяне со всей округи для обмена товарами и, конечно, свободной торговли. Стоимость денег обеспечивалась местным золотом—пудом злачно­го зерна Вблизи ямы через овраги и дикий лесной массив до Лады проходи­ла единственная так называемая базарная дорога. Воры, зацепив багром коле­со телеги, останавливали её и, осмотрев товар, назначали хозяину пошлину, которую взимали на обратном пути. На базаре и в сёлах у воров были подкуп­ленные осведомители, которые держали в страхе местное население, а ворам давали нужную информацию. При нарушении этой связи и возникновении ко­нфликтных ситуаций виновных воры жестоко наказывали. Например, быту­ет один рассказ о подобном случае.

В Козловке жил дед Медведев Петруха по прозвищу Кулик,* который на какой-то почве поссорился с ворами и потому дорога на Ладский базар для него оказалась закрытой. Но это был энергичный зажиточный мужик, хорошо знавший все окрестные леса. Он любил работать, был крепкого телосло­жения и обладал большой физической силой..Побороть его никто не решал­ся. Кстати внешне схожий с ним по внешности праправнук Александр Ва­сильевич Медведев ныне проживает в с.Ромоданово и обладает перечислен­ными способностями. Кулик же проложил свою вначале пешеходную, а по­том и проезжую, да ещё и более короткую, дорогу через лесной массив от Козловки до Ладского базара. Пролегала она по равнинной части на север от Козловки через Пушкинский лес, с.Голубцовку и посёлок Васильевка общей протяжённостью около 13км. Со временем её полюбили все жители сёл, рас­положенных южнее Козловки. Дорога около Воровской ямы стала менее привлекательной, а новая была быстро освоена и до сегодняшнего дня так и называется Базарной.

Ворам об этом стало известно и они в порядке мести подожгли ночью дво­ровые постройки Петрухи, в которых находилась очень ценная лошадь. Ко­нюшня уже загорелась, когда в неё вбежал хозяин, чтобы вывести жеребца.

 

ССЫЛКА "Прозвища имели почти все жители села. Они давались в виде искаженных имён или по каким-то особым признакам, например, Колдун,Лека,Катька, Катяня. Микуля, Кузнец, Барабан, Брюма и т.п. Иногда при этом назывались и фамилии.

Но лошадь в испуге крупом закрыла дверь и возможности открыть её уже не было, т.к. она оказалась смонтированной без учёта правил техники бе­зопасности, т.е. открывалась вовнутрь. От огня крыша обрушилась и лошадь сгорела вместе со своим хозяином.

Медведев Пётр трагически погиб, но память о нём осталась. Позднее на обочине дороги была построена ветряная мельница, а рядом стоял дом, в ко­тором мне довелось родиться и повзрослеть, а отцу посадить на выделенных ему 40 сотках прекрасный сад. Адрес всему этому остался один «у базарной дороги!»

Сегодня базарная дорога, заросшая полынью и репейником, изрезанная потоками сточных вод, пролегает вдоль заброшенного поместья моего детст­ва, ямы, оставшейся от ветряной мельницы и непролазных зарослей сада, выращенного моими родителями. Когда-то в зимние дни и вечера сельская молодёжь организовывала здесь шумные катанья на санках, ледянках и лыжах с той же горы, называемой Базарной.

Во второй половине XIX века по какой-то причине воры внезапно ушли из этих мест и больше о них ничего не было слышно.

Но всё же с Воровской ямой оказалось связанным ещё одно интересное событие. Во время Первой мировой войны в солдаты призвали молодого жи­теля села Голякова Якова Павловича(1890г.р.). По рассказам моего отца, на месте службы он был поселён в частный сектор. Хозяином дома оказался пре­старелый дед, который, узнав место призыва постояльца, рассказал ему о Во­ровской яме, как участник тех далёких событий. Он со всеми подробностями поведал, что около Перова родника ворами была зарыта корчага с деньгами, которые они в спешке не успели забрать. Родник, находился, примерно, в двухстах метрах к югу от дома(кордона) лесника. Дед дал и ещё какие-то ко­ординаты, связанные с солнечной тенью от деревьев до места захоронения клада. Всё было очень достоверно, и Яков Павлович, вернувшись домой по комиссии (без большого пальца-напалка на правой руке), собрал молодых ребят, и они несколько дней копали участок у родника, но клада так и не обнаружили! А, возможно, это была просто шутка!? Голяков Я.П . ещё не раз возвращался к этому вопросу и поиски прекратились только в 50-х годах прошлого века, когда, проживая один в своём доме, он застрелился из охот­ничьего ружья. Покойник был очень неравнодушен к спиртному. Сама же ис­тория может иметь продолжение, с применением современной техники.

О чём говорят и что скрывают горные массивы вокруг села? Как ранее говорилось, село Козловка, изрезанное оврагами, располагалось в низи­не, окружённой горами, покрытыми смешанным лесом в виде кустарников и больших деревьев.

Местные жители присваивали горам свои смысловые имена, к которым следует прислушаться, чтобы тем самым внести некоторую ясность в исто­рию развития села. Как уже отмечалось, Воровская яма располагалась почти у основания Пушкинской горы, за которой расположено село Пушкино, имевшее до начала XX века статус волостного.

Название села, горы и леса пришло к нам от предков А.С. Пушкина, ко­торым это всё когда-то и принадлежал о.* Вдоль основания горы из леса про­текал, не пересыхающий даже в жаркие месяцы года, небольшой ручей, впа­дающий в реку Инсар после слияния её с р. Амордой. В 50-е годы прошлого века этот ручей питал сельский пруд, около которого в полдень было стой­ло стада сельских коров. Дети и более взрослая молодёжь получали здесь пер­вые навыки плавания и находили спасение от летнего зноя. По многим приз­накам можно предположить, что Пушкинская гора в далёком прошлом была морским берегом. Например, я хорошо помню, как мы пацанами, находили в пашне склона горы красивые камни и так называемые «Чёртовы пальцы»**-белемниты для различных мальчишеских забав. Мне попадались усечённые конусные пальцы серого цвета длиной до 120 мм и диаметром у основания около 30-40 мм. Вместе с тем мы наблюдали, что на поверхности воды ручей­ка, протекавшего у подножья горы,часто появлялись разводы цветных жир­ных пятен от какого-то масла. Это наводило на интересные мысли, но нико­му даже из взрослых не захотелось проверить их происхождение. А жаль! Ведь они и сегодня заслуживают серьёзного внимания!

По другую сторону ручья располагалась также гора, называемая до сих пор Молебной, за которой располагалась уже улица села по имени Загибаловка. Во всей округе очень часто случались засушливые времена, и тогда пожилые женщины поднимались на гору и молились Всевышнему, чтобы Он по­слал им дождя. Это делалось неоднократно пока не достигалась поставленная цель. Отсюда и произошло название горы, на вершине которой росли три ста­рые ветлы, символизирующие наличие влаги в земле. Хорошо помню, как моя мама вместе с соседками посещала это молельное мероприятие.

Примерно, на середине горы располагалась пожарка (стойка), где в лет­нее время года круглосуточно организовывалось дежурство сельчан с подго­товленным противопожарным оборудованием: колокол, конная повозка с двумя бочками, заполненными водой, заливной пожарный насос с четырьмя руч­ками, багры, вёдра и т.п. Мне часто приходилось носить на стойку обеды и ужины для моего деда и потому хорошо всё отложилось в памяти.

Запомнилось и то, что ниже пожарки на ровном месте у основания Моле­бной горы была трясина площадью около пяти кв.метров, обнесённая лёгкой изгородью, т.к. бывали случаи, когда в неё попадали лошади и др. животные, которых приходилось вытаскивать с помощью вожжей. Сегодня трясина ис­чезла и о ней уже мало кто помнит. Подобные случаи с болотами и озёрами в селе и его окрестностях встречались даже на памяти одного поколения. Это говорит о том, что естественные водные ресурсы земли со временем истоща­ются. Вообще-то в лесах и оврагах имелось много так называемых водных жил, которые являлись источниками родников, озёр, овражных ручьёв и т.п.,которые в наше время уже прекратили своё существование.

**Белемнит-кеглеобразное ископаемое с ячейкой или конусовидным отверстием, которое иногда бывает наполнено глиной , известью и пр. Белемниты представляют остатки раковин, встречающихся в нижнем ярусе юрской формации.

Есть на северо-востоке села гора, называемая Глинищей, на вершине ко­торой жители близлежащих населённых пунктов добывали глину для штука­турки жилых помещений, плетнёвых строений и кладки печей. Следы этой работы сохранились до наших дней в виде глубоких ям и всевозможных под­копов. В глину не добавляли песок и цемент, т.к.этих компонентов тогда в се­ле вообще не было. Для лучшей связки при штукатурке часто использовали обычную солому.

Глинища являлась, пожалуй, самой высокой горой в округе и зимой с её вершины более взрослыми ребятами прокладывались лыжни, по которым с самого верха по трамплинам скатывались только опытные и более смелые лыжники. Проходили своего рода соревнования..Гора на востоке переходила в равнину и, образуя, так называемый венец, соединяла Пушкинский лес с Барским. За венцом располагались барское поместье и нынешнее село Бол­тине. Барином был немец, и мой отец в разговорах часто называл его Карлушей . Перед революцией 1917 года барин большим обозом ночью со всей семьёй уехал из тех мест.

Дорога между Козловкой и Болтином протяжённостью около 5 километ­ров проходила мимо сельского кладбища, через Барский лес и Венец.

Козловка, как и другие близлежащие сёла, была заложена в XVI- XVII в., выполняя функции сторожевой заставы против набегов кочевых племён. Мордва заселялись в лесистых горных местностях и по возможности организовы­вали собственную защиту с соответствующими укрытиями. До настоящего времени сохранилось название Караульной горы на выезде из села Ивановка в направлении сёл Козловка и Курилово. На её вершине были останки каких-то строений и, указывая на них, отец рассказывал, что здесь была когда-то наблюдательная сторожевая вышка. На её верхней площадке дежурили лю­ди, главным оружием которых была бочка с дёгтем. При возникновении опасности дёготь поджигался и пламя с чёрным дымом подавало сигнал жи­телям ближайших сёл - готовиться к защите, организовывать вооружённые засады или просто укрываться в лесах.

 

Н.А. Дунин.

 

 

 

 

Просмотров: 27 | Добавил: Redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Январь 2018  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Редакция газеты "ПОБЕДА" © 2018
    При использовании материалов ссылка на редакцию газеты "Победа" обязательна