Понедельник, 06-05-2024, 07:25

Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Победа"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Прогноз погоды
Ромоданово

Главная » 2020 » Декабрь » 7 » "Я горд, что принимал участие в атомном и космическом проектах родной страны!"
10:37
"Я горд, что принимал участие в атомном и космическом проектах родной страны!"

Сегодня мы расскажем читателям газеты о нашем славном земляке, военачальнике - генерал - лейтенанте (1991 г.), заслуженном строителе России (1978 г.) Владимире Сергеевиче Григорькине, уроженце села Курилово, которому 5 декабря исполняется 85 лет. 
Сам Владимир Сергеевич считает, что главными в его жизни были два направления: участие в атомном и космическом проектах страны. Он руководил строительством большинства ракетных стартовых комплексов Министерства обороны СССР; полигонов Байконур, Плесецк, Эмба, Семипалатинск, Капустин Яр, Нукус; наземного комплекса системы "Энергия-Буран" на космодроме Байконур; объектов противоракетной и противовоздушной обороны; командных пунктов для высшего руководства страны и всех видов Вооруженных Сил; аэродромов стратегического назначения... 

О малой родине
- Летят годы, но чувства преданности и любви к малой родине не проходят, а усиливаются, - говорит Владимир Сергеевич. - С годами все больше осознаешь, что такое Родина, родители, друзья. Всегда тянет в Мордовию. Служил в Сибири, на Дальнем Востоке, Байконуре, но всегда приезжал домой. Когда появилась возможность, помогал строить дороги от Ромоданова до Курилова, Болтина, Кочунова. Всегда оказывал содействие землякам с техникой, машинами, материалами. Я горжусь своей малой родиной, односельчанами. 

Становление 
"Я, Григорькин Владимир Сергеевич, родился 5 декабря 1935 года в селе Курилово Ромодановского района Мордовской АССР в семье колхозника. В 1953 году окончил местную среднюю школу и до сентября 1954 года работал в колхозе. В октябре 1954 года призван в ряды Советской Армии. Военную службу проходил в Москве. В мае 1955 года окончил школу сержантов..."
(Из автобиографии генерала-лейтенанта В.С. Григорькина)
Из всего курса школы сержантов Владимир Григорькин, единственный, выпускался сержантом, обычно после ее окончания всем "давали" младшего сержанта. Через пять месяцев поезд вез его на восток, в Новосибирск, в военно-техническое училище. 
Середина 50-х годов прошлого века - это небывалый взлет строительной отрасли, в том числе и ее военной составляющей. Стремительно (но главное - качественно!) возводились многочисленные оборонные объекты, наземные и подземные. Вырастали целые города, многих из которых и сегодня еще нет на географических картах. Вернее, города-прикрытия обозначены на картах - Томск, Челябинск, Красноярск, Арзамас. Нет их дублеров - Томска-7, Челябинска-40, Красноярска-26, Арзамаса-16. Для их возведения требовалось большое количество специалистов.
Срочно создавались военно - учебные заведения для подготовки строителей. Так появилось Новосибирское военно - техническое училище. Оно было особо засекреченным, престижным, поскольку готовило офицеров - специалистов по атомному оружию. 
В этом училище Владимир Григорькин постигал не только профессию строителя, военную науку, умение строить взаимоотношения с командирами и подчиненными, но и развивал заложенный природой дар организатора, лидера. 
Днем Григорькин слушал лекции преподавателей, исполнял свои обязанности старшины: инструктировал наряды, выдавал оружие, следил за порядком, да мало ли дел у "прямого начальника солдат и сержантов" - так в уставах и наставлениях обозначена должность старшины, а ночами просиживал за учебниками: учиться кое-как, делать себе скидки на занятость он не мог, да и совесть не позволяла. 

Дело жизни 
Училище Владимир Сергеевич окончил с отличием и получил направление в Москву. Казалось бы, предел мечтаний. Но в столице ни Григорькину, ни другим выпускникам, приехавшим вместе с ним, не нашлось ни работы, ни жилья. Направили их в Дубну, город физиков. Работал на строительстве технических сооружений в атомном центре. Но после реформирования военно-строительных частей пришлось Григорькину возвращаться в Сибирь, в тот самый Красноярск-26. Здесь он в 27 лет стал директором завода, а в 29 - начальником строительно - монтажного управления. Здесь же окончил Красноярский политехнический институт.
- В январе 1967 года был переведен в Министерство обороны СССР и назначен начальником строительно - монтажного управления в г. Ужур Красноярского края. Это районный центр в 340 километрах от Красноярска, куда я приехал капитаном, - вспоминает Владимир Сергеевич. - Мне только-только присвоили это звание. Затем наше управление перевели на восток, где мы реконструировали боевые ракетные комплексы. После завершения работ вернулся в Ужур, здесь модернизировали стартовые ракетные комплексы под новые тяжелые ракеты СС-18, прозванные на Западе "Сатаной". 

Путь 
на Байконур 
Перед командировкой на космодром был вызов в ЦК КПСС. Владимиру Сергеевичу, как талантливому специалисту, блестящему организатору, предложили новую работу. А он... отказался, чем поверг всех в шок: "Как? От должности, о которой мечтают многие десятки людей? От прекрасной квартиры в центре столицы? От солидной зарплаты? От льгот?" Да и кандидатура его была уже утверждена вышестоящей инстанцией, собеседование носило чисто формальный характер. Но Григорькин отказался: он понимал, что работа в ЦК - не его удел, главным для него всегда было дело, которому он служил всю жизнь. Ему предрекали крах и карьеры, и работы - никогда и никто перечить ЦК не осмеливался. 
Однако через некоторое время вновь последовал вызов в Москву и предложение стать первым заместителем начальника Главного управления специального строительства Министерства обороны СССР. Это было в 1978 году, а в 1985-м Владимир Сергеевич возглавил управление. В 1984 году нашему земляку было присвоено воинское звание "генерал-майор".
Управлению, которое он возглавлял, было поручено возведение ракетных стартовых комплексов на всей территории Советского Союза, в том числе на Байконуре и в Капустином Яру, полигона в Семипалатинске, всех командных пунктов, специальных объектов противоракетной и противовоздушной обороны, и, конечно же, стартового комплекса ракеты-носителя «Энергия», а также посадочного комплекса «Бурана».

"Буран" 
идет на посадку 
- Посадочная полоса для "Бурана" (ее длина - четыре километра, ширина - 80 метров, имела также по 500 метров полос безопасности с двух сторон) - лишь часть наземного комплекса, - рассказывает генерал-лейтенант В.С. Григорькин, руководивший строительством полосы. 
- Аналогов этому аэродрому, где в таком количестве укладывался бетон марки "М-600", не было ни в Советском Союзе, ни в мире. Для изготовления такого бетона требовались совершенно чистые, определенной фракции щебень и песок. Для их обработки и подготовки были сооружены фабрики и заводы огромной мощности. 
Наземный комплекс системы "Энергия-Буран", кроме посадочной полосы, включал также большое количество отдельных площадок, огромных цехов, заправок ракеты орбитального корабля, которые достигали 60 метров в высоту и 56 метров - в пролетах, стендов для испытаний, вместительных хранилищ топлива, широкую сеть автомобильных и железных дорог, линий электропередач, подстанций, заводов по выработке кислорода и азота, систем тепло- и водоснабжения, канализации и очистных сооружений. 
О размахе строительства на Байконуре свидетельствуют такие факты: каждый день на объект прибывало 500 вагонов с различными грузами, и обработка их велась круглосуточно; стартовый комплекс сооружали 36 тысяч работающих; комплектацию оборудования осуществляли около 1250 заводов Советского Союза. 
Этот комплекс, по признанию специалистов, по своим техническим возможностям на порядок превосходил американский. 
- В течение шести лет, пока шло строительство, я по двести и более суток в году находился в командировках на полигоне. И конечно же был неимоверно рад успешному приземлению "Бурана" 18 ноября 1988 года, - вспоминает генерал - лейтенант. 
От ред.: "Энергия" - "Буран" - космическая программа советской многоразовой транспортной космической системы (МТКС). 
"Энергия" - советская ракета-носитель сверхтяжёлого класса, являлась составной частью МТКС. 
"Буран" - советский орбитальный корабль - ракетоплан МТКС созданный в рамках программы "Энергия - Буран". 
Первый и единственный космический полёт "Буран" совершил 15 ноября 1988 года в автоматическом режиме, без экипажа на борту; больше его не запускали ("Буран" был рассчитан на 100 полётов в космос).

Награды
За возведение наземного комплекса системы "Энергия-Буран В.С. Григорькин награжден орденом Ленина. Генерал - также кавалер орденов Красной Звезды, Трудового Красного Знамени, "За службу Родине в Вооруженных Силах СССР" 3-й степени и двух десятков медалей. Он - лауреат Государственной премии СССР, автор нескольких крупных изобретений в специальном строительстве. 
С  1987 года по 1992 год Владимир Сергеевич работал начальником Государственной строительной инспекции, зам. начальника Государственной экспертизы и инспекции Министерства обороны СССР. 

Семья
Куда бы ни забрасывала Григорькина офицерская судьба, его супруга Людмила Валентиновна всегда была рядом. Они вместе более 50 лет. У них двое детей. Дочь Ирина окончила Ленинградский педагогический институт, сын Владимир - Ленинградское высшее военное инженерное училище. У обоих свои дети. Внуки Сергей и Евгений  пошли по стопам деда и отца.
- Я горд, что принимал участие в атомномном и космическом проектах своей страны. Это надо было для Родины!, - признается генерал-лейтенант В.С. Григорькин.
 

Просмотров: 419 | Добавил: Redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Декабрь 2020  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Редакция газеты "ПОБЕДА" © 2024
    При использовании материалов ссылка на редакцию газеты "Победа" обязательна