Ромодановская земля - малая родина многих выдающихся и знаменитых людей. Их имена известны не только в Мордовии, но и далеко за ее пределами, в разных уголках нашей огромной страны. Это хозяйственные руководители, политические и военные деятели, светила медицины и педагоги, артисты и писатели, авиаторы и многие другие. Сегодня мы расскажем о жизненном пути еще одного нашего земляка, кораблестроителя, рационализатора и организатора производства А.Н. Шилакина.
Анатолий Николаевич родился 1 февраля 1931 года в с. Пушкино тогда еще Ладского района. Отца звали Николаем Филипповичем, а мать - Евдокией Павловной (в девичестве Юданова). Семья была крепкой и по-настоящему дружной. В 1933-1935-х годах родители выехали на Дальний Восток (г. Владивосток), где прожили всю свою жизнь. Там в их семье родились еще два сына - Юрий и Виктор. Только однажды, где-то в 1938-1939 годах, со старшим Анатолием Евдокии Павловне довелось побывать на своей малой родине.
Во Владивостоке глава семейства Шилакиных устроился на работу в железнодорожное депо, оставшись навсегда верен выбранному делу. Мама была домохозяйкой и занималась воспитанием сыновей. Когда наступила Великая Отечественная война, Николая Филипповича забрали на фронт. Домой он вернулся по ранению (без ноги), но продолжил работать на железной дороге.
Из воспоминаний Анатолия Николаевича: "Военные годы были очень тяжелыми. Налеты японской авиации были постоянными, и мы с друзьями тушили зажигалки. Так, чем могли, помогали фронту". Особенно яркие воспоминания связаны с тем, как, будучи подростком, они с мамой ездили по деревням и выменивали вещи на продукты. Все мы прекрасно знаем, как трудно было детям войны, которые с малых лет, забыв о детстве, наряду со взрослыми вносили свою лепту в нашу Победу над врагом.
После окончания школы Анатолий поступил в Дальневосточный политехнический институт на механический факультет, а со второго курса был переведен на вновь образованный кораблестроительный факультет. За это Анатолий Николаевич всегда благодарил судьбу. После окончания института в 1955-ом году, получив специальность инженера-кораблестроителя, молодой человек начал работать на "Дальзаводе" мастером участка, а затем старшим мастером, где прошел хорошую школу в проведении судоремонта. На "Дальзаводе" он смог знания, полученные в институте, применить на практике. Уже в эти годы он занимался рационализаторством и привнес в работу новые идеи, которые воплотил при производстве корпусных работ в судоремонте морских судов.
Как отличного специалиста его командировали в Китайскую Народную Республику (г. Дальний, ныне г. Далянь) приемщиком группы наблюдения за строительством и ремонтом судов для Министерства морского флота СССР, где продолжил заниматься своим любимым делом. В КНР он проработал с 1960-го года по 1965-й год, и, вернувшись во Владивосток, был принят на работу в Дальневосточное морское пароходство, в службу судового хозяйства. В 1969-ом году он отправляется в очередную командировку старшим приемщиком судов в Гонконг. После возвращения оттуда назначен начальником отдела корпусных работ службы судового хозяйства. С 1973-го года по 1977-ой год Анатолий Николаевич работал на верфи "Валмет" в Финляндии, г. Хельсинки. Им было принято в эксплуатацию с постройки 2 буксира, 2 крупнотоннажных судна типа Ро-Ро, которые являлись первыми уникальными судами этого типа в системе Министерства морского флота. За период работы за границей Анатолий Николаевич принял 15 судов капитального ремонта и более 40 судов текущего ремонта.
В 1977-ом году А.Н. Шилакин, как отличный специалист, был переведен на работу в Министерство морского флота СССР, на должность главного специалиста Управления технической эксплуатации и судоремонтных заводов. За время своей работы Анатолий Николаевич в совершенстве изучил вопросы судоремонта, технической эксплуатации флота, защиты металлов от коррозии. После реорганизации системы управления он был назначен начальником технического отдела В/О "Мортехсудоремпром", которое в дальнейшем было переименовано в Главсудомех ММФ. Под его руководством и при непосредственном участии впервые в нашей стране были использованы ледостойкие и самополирующие покрытия, дающие значительный экономический эффект при эксплуатации судов, кроме того, было внедрено на судоремонтных заводах шлифование гребных винтов, которое давало большую экономию топлива.
В 1985-ом году А.Н. Шилакин был удостоен Почетного звания "Лауреат Государственной премии СССР" за разработку и внедрение технологии восстановления нефтяных резервуаров, подводных трубопроводов и корпусов судов на основе применения полимерных клеев. Обладая богатым опытом работы по судоремонту и технической эксплуатации флота, он внес ряд конструктивных предложений в типовые технологические процессы. Так, при непосредственном участии Анатолия Николаевича был разработан и внедрен на флоте новый вид полимерного материала для ремонта люковых закрытий трюмов судов. При использовании этих материалов восстанавливалась исходная прочность, герметичность корпусных конструкций судов путем приформовки армированных и нанесения мастичных полимерных покрытий, производились аварийно-спасательные работы (ремонт судов на плаву - ниже ватерлинии путем установки пластырей с использованием клеев), осуществлялся ремонт судовых трубопроводов и устранялись повреждения судовых двигателей. Эта технология не имела аналогов в отечественной и мировой практике.
Приоритет создателей этой технологии подтверждается 70 авторскими свидетельствами, 5 золотыми, 6 серебряными, 18 бронзовыми медалями и дипломами ВДНХ СССР, 12 патентами в США. Англии, Франции, ФРГ и Японии.
В 1989-ом году А.Н. Шилакин стал Лауреатом Премии конкурса СССР и ПНР (премии СЭВ) за разработку и внедрение прогрессивных методов схем покрытий с использованием грунта-преобразователя ржавчины без дорогостоящей подготовки поверхности при окраске судов.
Анатолий Николаевич являлся единственным специалистом в Минморфлоте по защите металлов от коррозии. С его участием впервые в стране началось использование прогрессивных видов красок на судах морского транспорта, таких как ледостойкие и самополирующие, обеспечивающие надежную защиту подводной части ледоколов и судов ледового класса, а также экономию топлива.
С 1989-го года по 1993-й год он был направлен на работу в Турцию (г. Стамбул) главным инженером-руководителем группы наблюдения за строительством судов. Осуществил проектирование и строительство для Минморфлота 22 судов-лесовозов ледового плавания.
Уже находясь на пенсии, в течение 12 лет продолжал работать в качестве руководителя фирмы "Jotun" в г. Москве по поставке судовых красок при строительстве и эксплуатации судов Морфлота, Рыбфлота, Речфлота и организаций, имеющих на балансе морские и речные суда, а также кораблей Военно-морского флота. Кроме того, в компетенцию А.Н. Шилакина входило использование промышленных красок для защиты поверхностей топливных резервуаров, стальных конструкций мостов и других промышленных изделий. Свой опыт Анатолий Николаевич активно передавал на проводимых семинарах, научно-практических конференциях, а также в статьях отраслевых изданий.
За добросовестный труд он неоднократно награждался Почетными грамотами Министерства морского флота и пароходства. Его заслуги отмечены званием "Почетный работник морского флота СССР", медалями "Ветеран труда", "300 лет Российскому флоту" и другими отраслевыми наградами.
Память об этом замечательном человеке, внесшем огромный вклад в развитие морского транспорта, останется на долгие годы в истории нашей страны.
|