Повседневная практика доказывает: ограничивает физические возможности человека не группа инвалидности, а его условия жизни. Если окружающие объекты и предметы будут абсолютно доступны для инвалида, то он сможет пользоваться важными жизненными благами наравне со всеми. Именно эту цель призвана решать государственная программа "Доступная среда". Её реализация должна создать безбарьерную среду для маломобильных групп населения, в первую очередь, для детей-инвалидов, обеспечить их права на качественное образование, полноценное участие в общественной жизни. И это достижимо с помощью современных технических решений.
Положительный опыт в данном направлении есть и в нашем районе. На сегодня 28 детей с ограниченными возможностями здоровья обучаются в ромодановских школах, из них 24 ребенка-инвалида - в РСОШ №1 и №2. Здесь в последние годы для них созданы необходимые специализированные условия. Это стало возможно именно благодаря участию образовательных учреждений в федеральном проекте "Доступная среда", в рамках которого школам были выделены денежные средства из бюджетов всех уровней. Также в районе получило развитие дистанционное образование детей-инвалидов. Сегодня учебными местами с подключением к сети Интернет обеспечены 9 детей с ограниченными физическими возможностями, которые обучаются на дому, из них 4 - дистанционно.
Так, в 2012 году Ромодановская СОШ №1 стала участником госпрограммы "Доступная среда". Как рассказала директор школы Елена Алексеевна Абросимова:
- В рамках данной программы нашей школе на оборудование и оснащение нового здания из федерального, республиканского, районного бюджетов было выделено 5 млн. рублей. В связи с этим уже на стадии строительства были предусмотрены пандусы, дверные проемы с расчетом для маломобильной группы населения, специальные санузлы, установлены поручни, электрический подъемник для инвалидов-колясочников, облегчен доступ в столовую, актовый и спортивный залы.
В учебные кабинеты закуплены аппаратно-программные комплексы для слабослышащих детей и с нарушениями опорно-двигательного аппарата, компьютеры со специальной клавиатурой и мышкой для слабовидящих. Для улучшения эмоционального фона учащихся приобретена сенсорная комната, в которой установлено оборудование как для релаксации, так и для активации органов чувств и физических процессов, в его числе - мягкие модули, приборы фибероптики (звездное небо, воздушно - пузырьковые колонны), два сухих бассейна, оборудование для светооптических и звуковых эффектов, тактильные панели для рук и ног, массажные мячики. Здесь могут заниматься все дети, независимо от состояния здоровья.
Как нам стало известно, педагоги школы прошли подготовку на базе Мордовского республиканского института образования г. Саранска по вопросам реализации индивидуальной программы реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья в части получения ими образования в обычных общеобразовательных учреждениях.
В 2015 году участником проекта "Доступная среда" стала Ромодановская СОШ №2. Для создания безбарьерной среды данному учебному общеобразовательному учреждению было выделено 377 тыс. рублей. Здесь также выполнены работы по созданию условий для инклюзивного образования детей-инвалидов. Установлен пандус, отремонтирован санузел, закуплено и смонтировано современное учебное реабилитационное компьютерное оборудование, обеспечивающее условия для организации коррекционно -педагогической работы с детьми-инвалидами. Это интерактивная доска, мультимедийный проектор с выходом в Интернет, акустическая система, четыре ноутбука, оснащенных программами для работы со слабовидящими и слабослышащими детьми, документ-камера, специализированная клавиатура с разноцветными большими кнопками, облегчающими набор текста для слабовидящих детей.
- Участие в данной программе нашей школе жизненно необходимо, - комментирует Любовь Борисовна Кокнаева, директор РСОШ №2, - потому что среди наших школьников есть ученица с нарушением опорно-двигательного аппарата, которая до недавнего времени из-за отсутствия необходимых условий обучалась только на дому. Теперь у нее есть возможность для полноценной школьной жизни. Она с удовольствием бывает и на дополнительных занятиях. Активно принимает участие в концертных программах, мастерит со своим педагогом различные поделки, предоставляя их на выставки-конкурсы. Девочка очень коммуникабельна, любит общаться со сверстниками. Школьники адекватно относятся к ребенку на инвалидной коляске. Педагоги применяют в учебном процессе специальные методики, позволяющие облегчить личностную самореализацию ребенка-инвалида.
Таня Семёнова - та самая девочка, которая быстро социализировалась в школе, и ей сейчас здесь удобно и комфортно:
- Сегодня я живу в том же ритме, что и мои сверстники. Я с удовольствием посещаю школу, уроки, общаюсь с одноклассниками. Меня обучают замечательные педагоги. Однозначно могу сказать: ничто не может заменить человеку живого общения. Здесь очень интересно, весело, здорово! У меня появилось много друзей. С некоторыми из них нас объединяют общие увлечения: музыка, бисероплетение. Моя жизнь стала другой: увлекательной, интересной, насыщенной.
Подводя итог, можно сделать вывод: госпрограмма "Доступная среда" нацелена не только на создание условий для людей с ограниченными возможностями здоровья, но имеет еще одну положительную сторону для всего общества и, в первую очередь, для молодого поколения: учит их быть толерантными, принимать другого человека таким, какой он есть, несмотря на его внешние особенности или физические ограничения.
Е.НОВОКУПЦЕВА.
|