На левом берегу реки Инсар, на взгорке, расположилась небольшая деревня Кавторовка. Деревянные избы с резными карнизами и наличниками видны издалека. В начале прошлого века в одном из этих домов жила семья Кузовёнковых. Глава которой, Степан Кузьмич, служил в царской Армии. Статный, красивый деревенский парень был взят на службу в Петербург, в Преображенский полк. Присягал царю Николаю. Затем были народные волнения и война с белогвардейцами. Нелегко пришлось Степану в это кровавое время. Но он достойно прошел все испытания. А вернувшись домой, женился на скромной, кроткой девушке Аксиньи. Стали жить, ладить собственное хозяйство. Родились дети.
Сыновья, Василий, Иван, Сергей, с самого детства отличались особой смелостью, храбростью и упорством. Все трое мужественно сражались на фронтах Великой Отечественной войны. Сегодня мы расскажем об одном из братьев Кузовёнковых - Иване Степановиче, который за свой ратный подвиг на войне был удостоен множества наград, в их числе и высшей государственной награды СССР - ордена Ленина.
"Боевое
крещение" Ивана
Иван родился в январе 1921 года. С юных лет он мечтал стать военным. Именно поэтому молодой человек уехал из родной Кавторовки и поступил в военное училище г. Тбилиси. А сразу после его окончания в 1940 году лейтенанта Кузовёнкова призвали на службу в РККА Кагановичским РВК (г. Баку Азербайджанская ССР). На фронтах Великой Отечественной войны Иван Кузовёнков с сентября 1941 года. Воевал в составе Юго-Западного (1941 - 1942 г.г.), Крымского, Брянского (1942 - 1943 г.г.), 1-го и 2-го Белорусского (1943 -1945 г.г.) фронтов. За проявленное мужество он был награжден множеством наград. Иван Степанович - кавалер орденов Красной Звезды (1944 г.), Отечественной войны I и II степеней (1944 г.), Красного Знамени (1944 г.), ордена Ленина (1945 г.).
Свое боевое крещение старший лейтенант, командир пулемётной роты Иван Степанович Кузовёнков получил в боях за Керч. Вот что он сам вспоминал об этом: "Тот, кто защищал Керч, Малую землю, каждый становился героем. Там не было метра земли, куда бы ни упала бомба, мина или снаряд. Там не осталось ничего живого: ни зверей, ни птиц. Никого, кроме советского солдата".
Как мужественно и храбро сражался наш земляк, рассказал его друг, замполит роты Мирзоян А.Г. в своем письме, опубликованном в газете "Советская Мордовия" от 14 ноября 1993 года: "Наша встреча произошла в сентябре 1941 года. Меня направили в 816-ый стрелковый полк 2-ой батальон 2-ую пулеметную роту. Командиром роты был Кузовёнков Иван Степанович. В роте были представители семи национальностей. Обучали военному искусству молодых бойцов совместно.
В конце января 1942 года получили приказ подойти ближе к фронту, к берегу Чёрного моря, и держать оборону ж/д станции "Косачушки" Северо-Кавказской железной дороги. 10 февраля 1942 года образовалась ледяная дорога, соединяющая два моря - Черное и Азовское. Бойцы с грузом боеприпасов на плечах прошли по льду прямо в г. Керчь. Маршем мы вошли ночью на станцию Владиславка, где заняли позицию к бою. 15 февраля 1942 года в 5 часов утра командир роты Кузовёнков приказал мне принять первый пулемет… Стало совсем светло. Появились немцы на 6 автомашинах, хорошо вооруженные, и открыли шквальный огонь. Командир приказал: "Огонь!". Начался бой. Мы отстреливались до последнего. Я был легко ранен, но по приказу Ивана Степановича ползком отправился в санчасть. Пулемет мой лично принял командир роты. Что творилось кругом?! Бомбардировки, залпы орудий, земля горела. После лечения я вернулся в родную роту, но командир был ранен и отправлен в госпиталь. Иван Степанович был высокого роста, с улыбкой на лице, всегда шутлив. Как командир был очень строг. Почти шесть месяцев мы были вместе. Я многому научился у него".
Еще не раз во время боев с немецкими оккупантами наш земляк проявил свое мужество и личную отвагу. Так, помощнику начальника разведки 323-ей стрелковой дивизии, капитану И.С. Кузовёнкову командование всегда доверяло наиболее ответственные, опасные задания, которые он всегда блестяще выполнял.
"30 марта 1944 года Кузовёнков получил боевую задачу: в течение двух-трех суток захватить контрольного пленного. Он умело организовал наблюдение за действиями противника. В ночь с 31 марта на 1 апреля 1944 года, руководя разведотрядом и находясь на его исходном рубеже, контролировал действия групп захвата и прикрытия. Командир разведвзвода лейтенант Антонов, руководя группой захвата, был убит. Наступал рассвет, в разведотряде появилось замешательство. Тов. Кузовёнков взял под личное руководство группу захвата, своим примером храбрости увлекая за собой остальных разведчиков, ворвался в траншею противника, захватил пленного и станковый пулемет. Позже пленный дал ценные сведения о противнике перед фронтом дивизии. При отходе разведотряда тов. Кузовенков был ранен.
Достоин правительственной награды - ордена Отечественной войны II степени".
В этом же году, 18 августа, согласно приказу командования войсками 3-ей Армии Иван Степанович был удостоен ордена Отечественной войны I степени. Запись из наградного листа: "29.06.1944 года при полуокружении частей дивизии превосходящими силами противника капитан Кузовёнков во главе разведроты дивизии умело организовал оборону, в течение 10 часов удерживал большак в районе деревни Матевичи. Руководил отражением 6 атак моторизированной пехоты противника, организовал засаду прорвавшейся роте немцев и полностью ее уничтожил. В течение ночи 29.06.1944 года разведчики, прочно удерживая большак, уничтожили 3 танка противника, 5 бронетранспортеров, до 70 солдат и офицеров.
6.07.1944 года на путях отхода немцев к реке Неман тов. Кузовёнков во главе 50 человек разведчиков организовал две засады. До полка пехоты противника, считая себя отрезанными, бросая и уничтожая технику, в панике разбежалось. Не понеся потерь, разведчики захватили в плен 60 солдат противника, 3 офицеров, 4 автомашины, 2 бронетранспортера. Истреблено до 100 гитлеровцев.
В период боев дивизии за г. Белосток капитан Кузовёнков, руководя разведротой, с северо-запада обошел д. Букштель и атаковал её. Разведчики выбили не ожидавшего с этого направления наступления противника из населенного пункта, захватили 18 человек пленных и два 150 мм орудия. Подошедшие части закрепили успех разведроты.
За высокое воинское мастерство, мужество и беззаветную преданность своей Родине капитан Кузовёнков достоин награждения правительственной наградой - орденом Отечественной войны I степени".
Как следует из записи другого наградного листа, датированного 8.02.1945 года, "не раз под огнем противника с передовым отрядом Кузовёнков, рискуя жизнью, преследуя отступающих немцев, врывался в их колонны и громил, уничтожая много техники и живой силы противника, одновременно информируя командование о его действиях".
Так, 15 января 1945 года Кузовенков, командуя разведротой, входящей в состав передового отряда, который действовал на 15 км впереди наступающих частей, первым ворвался в город Шидловец и повел роту в атаку на оборонявших город немцев.
"Действуя смело и решительно, очищая дом за домом, лично сам в рукопашной схватке уничтожил 15 немцев. Благодаря умелым действиям в тяжелом, неравном бою рота под командованием Кузовёнкова уничтожила более 150 солдат и офицеров противника, 25 автомашин, 3 орудия, 7 пулеметов и захватила 27 человек пленных, 4 орудия, 8 пулеметов, обоз и другие трофеи. Тов. Кузовенков достоин награждения орденом Красного Знамени".
Достоин ордена Ленина
Указом Президиума Верховного Совета СССР за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество майор, помощник начальника разведки 323-ей стрелковой Брянской Краснознаменной ордена Суворова второй степени дивизии 33-ей Армии 1-го Белорусского фронта И.С. Кузовёнков был награжден высокой правительственной наградой - орденом Ленина. Запись из наградного листа, датированного 3 мая 1945 года: "Майор Кузовенков за весь период боевых операций с 16 по 29 апреля 1945 года проявил исключительное личное мужество в боях и умение разбираться в обстановке сложного маневренного боя и правильно докладывать командованию дивизии боевую обстановку. Чем способствовал командиру дивизии правильно оценить обстановку и принять правильные решения. За весь период боевых операций майор Кузовёнков всегда находился или на передовом НП на уровне боевых порядков передовых батальонов, или с органами разведки.
Большая заслуга майора Кузовёнкова заключается в правильной оценке обстановки и правдивых докладах командованию дивизии в период боев при прорыве обороны противника в д. Лоссов южнее г. Франкфурта, в районе деревень Лейхтенберг, Якобсдорф, Швенов, Чинка.
Пренебрегая личной опасностью для жизни, тов. Кузовёнков в условиях лесистой местности непосредственно руководил боевыми действиями дивизионных разведчиков, проявляя при этом личную храбрость.
Действия разведроты под непосредственным руководством майора Кузовёнкова не давали возможности противнику безнаказанно оторваться от наших подразделений в период преследования, что способствовало уничтожению большого количества вражеских солдат и офицеров, разведрота дивизии под руководством тов. Кузовёнкова совместно с самоходным дивизионом в районе д. Кумерсдорф напала на группировку противника и захватила в плен 2 800 солдат и офицеров. За проявленное личное мужество и умелое руководство разведкой тов. Кузовёнков достоин награждения орденом Ленина".
Несколько раз в ходе войны Иван Степанович был ранен. 9 февраля 1942 года И.С. Кузовёнков получил первое тяжелое ранение в ногу. Это случилось в одном из боев под станцией Владиславка (Крым). Второе тяжелое ранение получил в правую руку и легкие 9 февраля 1943 года под ст. Касторное, третье легкое ранение в левое плечо и левый висок 30 марта 1944 года. Сколько раз сталь врывалась в его тело, но не уживалась в нем. Иван был твердо уверен, что уцелеет до конца войны и увидит день победы.
И его он встретил в Германии. Казалось бы, ничего не предвещало беды, фронт позади. Но 14 мая 1945 года он получил ранение левой ноги, раздробило кость, и ногу пришлось ампутировать. Горечь обиды и слёзы. Только этих слез никто не видел, плакал молодой красавец майор по ночам. Было ему к тому времени всего 24 года. Иван находился на лечении в госпитале во Львове. После войны Иван Кузовёнков закончил Лесотехнический институт, работал начальником лесхоза в г. Ужгороде. Потом переехал в г. Львов.
9 марта 1959 года И.С. Кузовёнкова не стало. Он похоронен в г. Львове (Украина).
М. ТОРЧКОВА.
|