Четверг, 09-05-2024, 15:19

Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Победа"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Прогноз погоды
Ромоданово

Главная » 2023 » Февраль » 10 » "Мы каждый день рисковали жизнью!"
13:37
"Мы каждый день рисковали жизнью!"

Тысячи часов в кабине вертолёта. Жаркое небо Афганистана и дышащий смертью Чернобыль. Сотни прыжков с парашютом. Несколько невероятных спасений от верной гибели. Трудно представить, что все это выпало испытать одному человеку, нашему земляку, военному лётчику первого класса, полковнику в отставке Виктору Ивановичу Фадееву.

Начало 
Виктор мечтал о небе с детства. А родился он в 1957 году, когда был запущен первый искусственный спутник Земли. В то время его сверстники грезили космическими путешествиями, а мальчик из ромодановского села Курилова видел себя за штурвалом самолёта. После школы он не прошёл по конкурсу в Ейское лётное училище - не сдал математику. Но мечта не давала покоя, и парень после года службы в армии отправился в Сызранское военное авиационное училище. И только на месте Виктор Фадеев выяснил - здесь учат управлять не самолетами, а вертолётами. Но не возвращаться же обратно ни с чем! И, преодолев вступительные испытания, юноша из Мордовии стал курсантом учебного заведения. Несколько лет изучал теорию и "начинку" вертолётов Ми-2 и Ми-8. Потом начались первые полёты. И вот Фадеев уже на Украине - в звании старшего лейтенанта проходит службу в львовском городе Броды. Только техника здесь немного другая - транспортно - боевой Ми-24. Вертолёт, который пилоты ласково прозвали "крокодилом" за внешнее сходство с рептилией. О том, как управлять этой махиной, вчерашние курсанты знали только в теории. Но за недолгий срок они освоили и это искусство…
В 1981 году весь полк перебросили в Польшу. Цели такого манёвра тогда никто не объяснял. Позже Виктор Фадеев понял, что они помогали существующей власти держать под контролем набирающее силу движение "Солидарность". "Мы часто получали команду совершать над городом тренировочные полёты, - вспоминает Фадеев. - Скорее всего, это делалось для устрашения протестующих. Гул проносящихся над головами вертолётов производил серьёзное впечатление на поляков. Но в стычках с "Солидарностью" нам участвовать не приходилось, оружие тоже не применяли".

Афган
Пребывание в Польше было недолгим. В 1985 году от командования ВВС пришла директива - сформировать в полку эскадрилью Ми-24 для отправки в Афганистан. Советские войска находились там уже седьмой год.
"Конечно, информации у нас было немного, - вспоминает Фадеев. - Но мы понимали, что нас ждёт. Как только прибыли для прохождения службы в украинский город Броды, туда уже доставили груз-200 из Афганистана. Уцелевшие ребята делились с нами пережитым". Пилотов эскадрильи стали переучивать для работы в военных условиях, где нет линии фронта, и враг может открыть огонь с любой стороны. В ноябре капитан Виктор Фадеев отбыл в Афганистан. На Украине остались его жена с трехлетней дочерью, а в Мордовии за сына молились мать и отец. На границе офицеры прошли очередной этап подготовки. Осваивали сложнейшую технику полетов и боя в горных условиях. В Кандагаре пилотов встретила страшная жара, непривычная для русского человека. Неумолимое афганское солнце было на стороне моджахедов. Война сразу показала новичкам свой звериный оскал. В день их прибытия 280-й вертолётный полк понёс серьёзную потерю - упал и разбился командир подразделения полковник Юрий Филюшин. Его машину душманы подбили из крупнокалиберного пулемёта. Вместе с ним погибли десантники… "Нас быстро ввели в курс дела, и мы начали работать, - по-будничному называет боевые действия Виктор Фадеев. - Основной задачей было сопровождение и прикрытие с воздуха спецназовцев, которые перекрывали тропы через пакистанскую границу. Их целью было пресечь поставку оружия душманам из соседней страны".
Фадеев не раз оказывался на волосок от смерти. Советские пилоты знали, что моджахеды хорошо вооружены, Ми-24 часто попадали под обстрел. Особенно страдали от огня лопасти вертолёта. Однажды, возвращаясь с боевого задания, машина получила удар, как говорят медики, не совместимый с жизнью. Фадеев почувствовал, что борт прошила автоматная очередь, а в боковое окно кабины что-то влетело и разорвалось, как лопнувший футбольный мяч. Чудом пилот успел пригнуться, избежав ранения. Но у "крокодила" мгновенно отказали все системы! Ещё с лётной школы Виктор знал, что на посадку или прыжок с парашютом у него осталось 40 секунд! "После поражения отказывает гидросистема, - поясняет лётчик. - И если не принять никакого решения, вертолёт переворачивается и падает винтами вниз. Сесть было некуда - с земли стреляли душманы. Прыгать тоже нельзя - высота небольшая, поэтому парашют запутается в лопастях. В это мгновение я уже мысленно прощался с жизнью, с женой и дочерью, с родителями. Все! Но вот 40 секунд прошли, а полёт продолжается! Все приборы беспорядочно мигают, однако машина меня слушается! Что такое? Как такое возможно? Согласно теории, я давно должен был разбиться. Ничего не понимаю!". Чудом Виктор Фадеев дотянул до аэродрома. Вместо десятков секунд Ми-24 с отказавшими бортовыми системами продержался в воздухе более получаса! "Я вышел из кабины и молча отправился в землянку, - продолжает летчик. - На ходу сбросил шлемофон. Ребята что-то говорят, но у меня такой стресс, что я ничего понять не могу. Старший авиационной группы, не проронив ни слова, сразу налил мне стакан спирта. Я выпил и, рухнув на кровать, отключился". Только спустя несколько часов, поборов потрясение, Виктор Фадеев начал осознавать, что ему пришлось пережить. Оказалось, душманская пуля попала в жгут из проводов, произошло замыкание всех систем, приборная панель вышла из строя, а основные механизмы вертолёта остались в строю. Поэтому лётчику удалось, управляя практически вслепую, долететь до базы. "Были ребята, которые боялись летать, - не скрывает Фадеев. - Но я никогда не выносил эмоции на суд общественности. Страшно - сиди на месте. Есть другие, кто полетит. Страх, конечно, присутствовал у всех. Каждый день в Афгане мог стать последним. Но большинство усилием воли подавляли в себе это чувство".
За год эскадрилья Виктора Фадеева потеряла пятерых лётчиков. Но, как и большинство воинов-афганцев, он немногословен в рассказах о гибели друзей. Военная командировка закончилась для него в ноябре 1986 года. Он вернулся на прежнее место службы - на Украину. За участие в боевых действиях был удостоен ордена Красной Звезды.

Чернобыль
Спустя несколько месяцев судьба приготовила Фадееву новое испытание - участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. На Ми-24, оборудованном для радиохимической разведки, он выполнял полёты с зависанием над местом катастрофы. Приходилось садится на площадку в районе станции для забора грунта специальными ковшами. В это время его напарник-оператор проводил замеры и исследования. "Здесь мне повезло чуть больше, - уверяет Виктор Иванович. - Специальный вертолёт обладал высокой герметичностью, защищающей от воздействия радиации. Поэтому серьёзной дозы облучения, как многие другие ликвидаторы, я не получил". 

Развал СССР
Следующим испытанием для нашего земляка, получившего звание майора, стал распад СССР. Как многие кадровые офицеры, он оказался предоставлен самому себе. "Присягать Украине мы отказались, поэтому нас отправили на все четыре стороны, - вспоминает лётчик. - А куда идти? Офицерскую гордость-то мы проявили, но в России мало кому были нужны. Дефицита лётчиков тогда не существовало. Я подался в Центр боевого применения и переучивания летного состава авиации противовоздушной обороны, в гарнизон нижегородской авиабазы "Саваслейка". Вернулся к полётам на вертолётах Ми-8, на которых когда-то начинал обучение. Но основу центра составляли истребители-перехватчики. А нас, пилотов вертолета, воспринимали как таксистов и нещадно эксплуатировали. Я неустанно доказывал начальнику и словом и делом, что мы - такая же авиация. Спорили много, со временем мне удалось добиться того, что генерал стал считаться с нами и даже хотел назначить меня командиром отряда. Но тут умер мой отец, и мне с семьёй пришлось вернуться в Мордовию".

Возвращение 
на малую родину
В 285-й вертолётной эскадрильи, базирующейся в Лямбире, Виктор Фадеев начал службу простым пилотом, но через год уже стал командиром части. "А в 1998 году было принято решении о расформировании военной части, - продолжает Фадеев. - Я уже стал задумываться о выходе на пенсию, но меня направили возглавить республиканское отделение ДОСААФ".
Спустя 8 лет летчик Фадеев, дослужившись до полковника, вышел в отставку и занялся бизнесом - организовал ЧОП. 
Время неумолимо летит вперед, но Виктор Иванович снова и снова прокручивает в памяти пережитое. А со временем растёт и уверенность в том, что не зря он и его боевые товарищи, в те по настоящему "жаркие" дни, рисковали жизнью!

Просмотров: 59 | Добавил: Redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2023  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Редакция газеты "ПОБЕДА" © 2024
    При использовании материалов ссылка на редакцию газеты "Победа" обязательна