На страницах нашей газеты был опубликован очерк "Я родом из детства", автором которого является Н.А. Дунин, уроженец с. Козловка, в настоящее время он живет в г. Казани. Николай Алексеевич - кандидат технических наук, профессор Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева, заслуженный машиностроитель Республики Татарстан, Почетный работник высшего профессионального образования России. Н.А. Дунина можно по праву отнести к когорте славных уроженцев ромодановской земли, которую он по-прежнему очень любит.
Николай Алексеевич Дунин родился 9 мая 1935 года в с. Козловка. В местной школе получил начальное образование, продолжил обучение в Куриловской средней школе, которую закончил с отличием и был первым учеником, удостоившимся золотой медали.
В 1953 году поступил в Казанский авиационный институт, на факультет двигателей летательных аппаратов. После его окончания в 1959 году по распределению был направлен на Воронежский механический завод, где шло активное освоение производства ракетных двигателей В.П.Глушко, А.М.Исаева, С.А.Косберга, A.З.Душкина и других выдающихся конструкторов. Николай Алексеевич занимал должности сменного и старшего мастера, начальника гидропроливной лаборатории, и.о.зам начальника цеха. Во вновь организованной лаборатории под руководством Дунина Н.А. проводились холодные испытания ответственных узлов всех двигателей, изготавливаемых на заводе. Здесь же прошёл настройку и двигатель третьей ступени ракеты - носителя "Восток", на котором совершил первый полёт в космос Ю.А. Гагарин. Вот что рассказал наш герой о тех эпохальных событиях:
- В 1960 году я был назначен начальником вновь организованной лаборатории, в которой проходили настройку и холодные испытания камеры сгорания изготавливаемых на заводе двигателей. Шла программа по освоению изделий главного конструктора С.А. Косберга. Семен Ариевич уделял серьезное внимание технологическим вопросам в механических цехах, холодным и огневым испытаниям двигателей. Лично разбирался во многих неполадках в период освоения своих изделий.
Однажды, будучи старшим мастером группы, придя на работу, я увидел, что в сопло горизонтально расположенной камеры по пояс забрался какой-то мужчина и что-то там ищет. Им оказался главный конструктор, который ощупывал состояние критической поверхности сопла, так как на огневых испытаниях стали появляться случаи прогаров. Дефект был очень серьезным, и сотрудники КГБ уже вели расследование по выявлению нарушений технологической документации.
Период подготовки изделий для полета человека в космос был очень напряженным. Заметно активизировалась деятельность работников контрольного аппарата и представителей заказчика. Прошла неофициальная информация, что на корабле "Восток" последней ступенью будет двигатель ОКБ С.А. Косберга.
Хорошо помню день 12 апреля 1961 года. Было по-весеннему солнечно, а я в хмуром настроении вез вместе с представителем заказчика на электрокаре эталонную камеру для контрольной состыковки в ОКБ (на нашем стенде заказчики обнаружили какие-то неполадки). И вдруг по заводскому радио на полной громкости прозвучало: "ЧЕЛОВЕК В КОСМОСЕ!" После этого пошли подробности события, информация о первом в мире космонавте Ю.А. Гагарине.
Скоро стал известен номер двигателя и камеры сгорания, который был установлен на ракете, - 8Д715. В паспорте камеры сгорания был один единственный дефект - небольшая забоина на внешнем гофре сопла: тогда редкие камеры уходили из цеха без листков устранения дефектов (ЛУДОВ). Все протоколы настройки и холодных испытаний были в полном порядке и подписаны мною, а их было больше десятка (настройка линий горючего и окислителя, кольца завесы, распыла блока форсунок, гидросопротивления зарубашечного пространства и отдельных узлов, проверки на прочность, герметичность и др.). Вполне возможно, эту камеру я с кем-то из исполнителей носил на своих руках.
И за все это отвечал молодой инженер с двухлетним производственным стажем.
На производстве в период освоения было много трудностей. Все приходилось делать впервые. Энтузиазм всего коллектива был беспредельным. Рабочие, сварщики и другие специалисты обладали высокой квалификацией. Немало сложностей оказалось при освоении производства деталей из титановых сплавов, особенно сварки изделий из листа. Не хватало нужного оборудования и оснастки. Помню, как начальник БТК, инженер с большим стажем, как-то полушутя-полусерьезно сказал, что если бы Гагарин знал, на каких стендах Дунин настраивал двигатель, то никогда бы не согласился лететь в космос. И все же мы понимали, какое серьезное дело мы делаем, и всегда подтверждали полную готовность изделий. Личная ответственность каждого работника была высокой.
В ноябре 1962 года Николай Алексеевич поступил в очную аспирантуру при кафедре "Производство двигателей летательных аппаратов" КАИ (научный руководитель- доцент Г.П. Жадин).
В 1969 году защитил кандидатскую диссертацию "Исследование процесса дробеструйного упрочнения лопаток компрессора газо-турбинных двигателей".
С 1971 года Н.А.Дунин - доцент кафедры производства двигателей летательных аппаратов. В 2002 году избран по конкурсу профессором кафедры "Технология производства двигателей". Выполнял все виды учебной нагрузки: читал 8 лекционных курсов, проводил консультации курсовых, дипломных проектов и магистерских выпускных работ.
С 1985 по 2001 годы Николай Алексеевич работал зам. декана факультета двигателей летательных аппаратов, а с 2002 по 2008 годы - заместителем директора института авиации наземного транспорта и энергетики (ИАНТЭ). Им опубликовано 72 научно - методические работы (более 25-и - без соавторов), запатентовано 5 изобретений. А всего преподавательской деятельности в вузе Николай Алексеевич посвятил 50 лет.
Есть у нашего героя и любимые увлечения: это шахматы, а с недавних пор - написание стихов. Шахматами он увлечен с юности. В соревнованиях не участвовал, но не упускал возможности встречи с гроссмейстерами мирового уровня, которые проводили сеансы одновременной игры, проходившие в г. Казани. Ни одной партии он не проиграл: у Р.Г. Нежметдинова выиграл (1964 г.), а с М.Н. Талем (1977 г.) и А.С. Суэтеным (1985 г.) сыграл вничью.
Стихи Николая Алексеевича исходят от сердца, наводят на размышления, они - отражение целой жизни. Одно из них мы предлагаем вашему вниманию.
Единство и борьба противоположностей!
Ты моя боль и моя радость!
Ты вся во мне и вне меня,
С тобою не страшна мне старость,
Лишь только б рядом ты была!
Ты мой и злой, и добрый гений,
И в жизнь мою вошла, как бог!
Вокруг нас было много мнений,
Но выбрал я тебя по гроб!
Ты мой и ангел, и мой демон,
Со мной во сне и наяву!
Без шуток занята ты делом,
Я каждый день чего-то жду!
Ты в моей жизни лёд и пламень!
Согреешь в миг и охладишь,
Ты, словно драгоценный камень,
В душе моей тепло хранишь!
Ты моя мука и услада!
Жизнь без тебя невмоготу!
Пройду с тобой все круги ада,
А это значит, что люблю!
21.12.2009 г.
|