За последние десятилетия из народной памяти, с географической карты России уходят многие населённые пункты, которые представляли собой историческую ценность по населению, обычаям, бережно хранимой национальной культуре. В сёлах жили и трудились хлеборобы, животноводы, мастера ремёсел, а главное, в сельской местности успешно растили нравственно и физически здоровых детей и воспитывали их в любви к труду и к земле, как великой гордости страны.
Ныне многое уходит в небытиё и цель моего ностальгического очерка ещё раз обратить на это внимание. Наглядно показать реальности на примере моей малой Родины— селе Козловка Ромодановского района Мордовии, а таковых, я уверен, можно встретить на необъятных просторах России многие тысячи. При этом считаю своим долгом оставить на бумаге какой-то след о событиях сельской жизни, чтобы они не исчезли окончательно из нашей памяти. К тому же некоторые из них с большой долей вероятности остались и сегодня только в сознании моего поколения или в пересказах старожилов. .Документальных подтверждений этого найти не удалось, т.к.многое было уничтожено многочисленными пожарами и безразличным отношением к благородному делу сохранения памяти об ушедших людях и событиях.
В основу предлагаемого очерка легли рукописи и воспоминания моего отца Дунина Алексея Дмитриевича (1890-1973гг), обладавшего хорошей памятью, рассказы старожилов села и некоторые собственные наблюдения .
Например, Дунин А.Д. передал многие рассказы (частично в письменном виде) со слов своего деда Савелия Антоновича (1838—1921 г г.) и других его современников, которые составляют основу предлагаемой рукописи.
В действительности все населённые пункты сельского типа имеют свои особенности, но и во многом являются очень похожими своей исторической базой возникновения и дальнейшего развития. Следует, хотя бы коротко, сказать в этом плане о Козловке.
Историю села во многом раскрывают сохранившиеся названия окружающих холмов, лесов, родников, оврагов, улиц (порядков) и связанных с ними событий, дошедших до нас из вековых давностей. Это имеет место в лексике и содержании разговорного языка сельчан. Такие понятия как«Воровская яма», «Молоканский колодец», «Маютка», «Теребиловка», «Кирпичный овраг», «Молебная гора»и другие уже порядком забыты.Улицы (концы) Козловки в основном получили названия по фамилиям большинства проживающих на них крестьян (Тараканов конец, СаушевДамолов и другие) или по каким- либо другим предложениям старожилов (Теребиловка, Старый порядок, Заги-баловка и другие).
Ниже приведённые разъяснения происхожденй названий во многом определяют суть происходящих событий и интересов, которыми жили село Козловка и подобная ему российская глубинка.
Поскольку Козловка была разделена на Вольных и Барских после 1861 года, а родословная, например, Дуниных, известна с конца ХУ111 века, то можно предположить, что она и соседние с ней сёла ведут свою историю с более ранних времён.
Село расположено на пересечённой местности, изрезанной оврагами, в окружении гор и лесных массивов, что являлось естественной защитой мордовских поселений от многочисленных набегов недружелюбных племён юго-западных и юго-восточных кочевников. В первой половине XX века в Козловке насчитывалось около 200 дворов, и первыми поселенцами были мордва Чегодаевы. Несколько их семей жили на пологих склонах оврага южнее сегодняшнего расположения села. В дальнейшем они переселились в соседнее мордовское село Курилово, а Козловка стала заселяться преимущественно русскоязычным населением. За оврагами до сих пор сохранилось название Чегодаевых, где сельские ребята устраивали лыжные встречи на снежных склонах различной сложности. Ближе всего к этим оврагам располагался нынешний Саушев конец, который и стал, предположительно, основой будущего села. Помню старожила этой улицы Саушева Елизара, хорошо знавшего мордовский язык, как и многие другие пожилые жители села..
Мама, например, мне рассказывала, что на мордовском языке (эрзя) свободно изъяснялся и её дедушка Семён, который с удовольствием встречал нищих мордвов и часами с ними разговаривал на бытовые темы.Так что Козловка и её население имеет в своей основе традиционные мордовские корни. После короткого исторического экскурса в историю села перейду к описанию мест и событий в Козловке, хотя уже и трудно по понятным причинам найти нужного интересного собеседника.
Воровская яма, это выражение бытует и сегодня среди жителей села старшего поколения, несмотря на то, что Козловка как населённый пункт практически уже прекратила своё существование.
Воровская яма располагалась в виде овражного углубления вдоль дороги, ведущей через Пушкинский лес в крупное базарное село Лада, в котором не менее 2 раз в год проводились Всероссийские торговые ярмарки. До второй половины XX века это был центр Ладского района Мордовии.
В землянках, сооружённых на склонах ямы, летом поселялись воры, которые приходили из Астраханских степей и грабили население близлежащих деревень. Останки землянок сохранились до начала XX века и, как рассказывал мой дядя Беспалов Алексей Николаевич(1907г.р), он с сельскими ребятами подросткового возраста ещё играл там в разбойников.
Обычно два раза в неделю на Ладский базар съезжались на конных повозках крестьяне со всей округи для обмена товарами и, конечно, свободной торговли. Стоимость денег обеспечивалась местным золотом—пудом злачного зерна Вблизи ямы через овраги и дикий лесной массив до Лады проходила единственная так называемая базарная дорога. Воры, зацепив багром колесо телеги, останавливали её и, осмотрев товар, назначали хозяину пошлину, которую взимали на обратном пути. На базаре и в сёлах у воров были подкупленные осведомители, которые держали в страхе местное население, а ворам давали нужную информацию. При нарушении этой связи и возникновении конфликтных ситуаций виновных воры жестоко наказывали. Например, бытует один рассказ о подобном случае.
В Козловке жил дед Медведев Петруха по прозвищу Кулик,* который на какой-то почве поссорился с ворами и потому дорога на Ладский базар для него оказалась закрытой. Но это был энергичный зажиточный мужик, хорошо знавший все окрестные леса. Он любил работать, был крепкого телосложения и обладал большой физической силой..Побороть его никто не решался. Кстати внешне схожий с ним по внешности праправнук Александр Васильевич Медведев ныне проживает в с.Ромоданово и обладает перечисленными способностями. Кулик же проложил свою вначале пешеходную, а потом и проезжую, да ещё и более короткую, дорогу через лесной массив от Козловки до Ладского базара. Пролегала она по равнинной части на север от Козловки через Пушкинский лес, с.Голубцовку и посёлок Васильевка общей протяжённостью около 13км. Со временем её полюбили все жители сёл, расположенных южнее Козловки. Дорога около Воровской ямы стала менее привлекательной, а новая была быстро освоена и до сегодняшнего дня так и называется Базарной.
Ворам об этом стало известно и они в порядке мести подожгли ночью дворовые постройки Петрухи, в которых находилась очень ценная лошадь. Конюшня уже загорелась, когда в неё вбежал хозяин, чтобы вывести жеребца.
ССЫЛКА "Прозвища имели почти все жители села. Они давались в виде искаженных имён или по каким-то особым признакам, например, Колдун,Лека,Катька, Катяня. Микуля, Кузнец, Барабан, Брюма и т.п. Иногда при этом назывались и фамилии.
Но лошадь в испуге крупом закрыла дверь и возможности открыть её уже не было, т.к. она оказалась смонтированной без учёта правил техники безопасности, т.е. открывалась вовнутрь. От огня крыша обрушилась и лошадь сгорела вместе со своим хозяином.
Медведев Пётр трагически погиб, но память о нём осталась. Позднее на обочине дороги была построена ветряная мельница, а рядом стоял дом, в котором мне довелось родиться и повзрослеть, а отцу посадить на выделенных ему 40 сотках прекрасный сад. Адрес всему этому остался один «у базарной дороги!»
Сегодня базарная дорога, заросшая полынью и репейником, изрезанная потоками сточных вод, пролегает вдоль заброшенного поместья моего детства, ямы, оставшейся от ветряной мельницы и непролазных зарослей сада, выращенного моими родителями. Когда-то в зимние дни и вечера сельская молодёжь организовывала здесь шумные катанья на санках, ледянках и лыжах с той же горы, называемой Базарной.
Во второй половине XIX века по какой-то причине воры внезапно ушли из этих мест и больше о них ничего не было слышно.
Но всё же с Воровской ямой оказалось связанным ещё одно интересное событие. Во время Первой мировой войны в солдаты призвали молодого жителя села Голякова Якова Павловича(1890г.р.). По рассказам моего отца, на месте службы он был поселён в частный сектор. Хозяином дома оказался престарелый дед, который, узнав место призыва постояльца, рассказал ему о Воровской яме, как участник тех далёких событий. Он со всеми подробностями поведал, что около Перова родника ворами была зарыта корчага с деньгами, которые они в спешке не успели забрать. Родник, находился, примерно, в двухстах метрах к югу от дома(кордона) лесника. Дед дал и ещё какие-то координаты, связанные с солнечной тенью от деревьев до места захоронения клада. Всё было очень достоверно, и Яков Павлович, вернувшись домой по комиссии (без большого пальца-напалка на правой руке), собрал молодых ребят, и они несколько дней копали участок у родника, но клада так и не обнаружили! А, возможно, это была просто шутка!? Голяков Я.П . ещё не раз возвращался к этому вопросу и поиски прекратились только в 50-х годах прошлого века, когда, проживая один в своём доме, он застрелился из охотничьего ружья. Покойник был очень неравнодушен к спиртному. Сама же история может иметь продолжение, с применением современной техники.
О чём говорят и что скрывают горные массивы вокруг села? Как ранее говорилось, село Козловка, изрезанное оврагами, располагалось в низине, окружённой горами, покрытыми смешанным лесом в виде кустарников и больших деревьев.
Местные жители присваивали горам свои смысловые имена, к которым следует прислушаться, чтобы тем самым внести некоторую ясность в историю развития села. Как уже отмечалось, Воровская яма располагалась почти у основания Пушкинской горы, за которой расположено село Пушкино, имевшее до начала XX века статус волостного.
Название села, горы и леса пришло к нам от предков А.С. Пушкина, которым это всё когда-то и принадлежал о.* Вдоль основания горы из леса протекал, не пересыхающий даже в жаркие месяцы года, небольшой ручей, впадающий в реку Инсар после слияния её с р. Амордой. В 50-е годы прошлого века этот ручей питал сельский пруд, около которого в полдень было стойло стада сельских коров. Дети и более взрослая молодёжь получали здесь первые навыки плавания и находили спасение от летнего зноя. По многим признакам можно предположить, что Пушкинская гора в далёком прошлом была морским берегом. Например, я хорошо помню, как мы пацанами, находили в пашне склона горы красивые камни и так называемые «Чёртовы пальцы»**-белемниты для различных мальчишеских забав. Мне попадались усечённые конусные пальцы серого цвета длиной до 120 мм и диаметром у основания около 30-40 мм. Вместе с тем мы наблюдали, что на поверхности воды ручейка, протекавшего у подножья горы,часто появлялись разводы цветных жирных пятен от какого-то масла. Это наводило на интересные мысли, но никому даже из взрослых не захотелось проверить их происхождение. А жаль! Ведь они и сегодня заслуживают серьёзного внимания!
По другую сторону ручья располагалась также гора, называемая до сих пор Молебной, за которой располагалась уже улица села по имени Загибаловка. Во всей округе очень часто случались засушливые времена, и тогда пожилые женщины поднимались на гору и молились Всевышнему, чтобы Он послал им дождя. Это делалось неоднократно пока не достигалась поставленная цель. Отсюда и произошло название горы, на вершине которой росли три старые ветлы, символизирующие наличие влаги в земле. Хорошо помню, как моя мама вместе с соседками посещала это молельное мероприятие.
Примерно, на середине горы располагалась пожарка (стойка), где в летнее время года круглосуточно организовывалось дежурство сельчан с подготовленным противопожарным оборудованием: колокол, конная повозка с двумя бочками, заполненными водой, заливной пожарный насос с четырьмя ручками, багры, вёдра и т.п. Мне часто приходилось носить на стойку обеды и ужины для моего деда и потому хорошо всё отложилось в памяти.
Запомнилось и то, что ниже пожарки на ровном месте у основания Молебной горы была трясина площадью около пяти кв.метров, обнесённая лёгкой изгородью, т.к. бывали случаи, когда в неё попадали лошади и др. животные, которых приходилось вытаскивать с помощью вожжей. Сегодня трясина исчезла и о ней уже мало кто помнит. Подобные случаи с болотами и озёрами в селе и его окрестностях встречались даже на памяти одного поколения. Это говорит о том, что естественные водные ресурсы земли со временем истощаются. Вообще-то в лесах и оврагах имелось много так называемых водных жил, которые являлись источниками родников, озёр, овражных ручьёв и т.п.,которые в наше время уже прекратили своё существование.
**Белемнит-кеглеобразное ископаемое с ячейкой или конусовидным отверстием, которое иногда бывает наполнено глиной , известью и пр. Белемниты представляют остатки раковин, встречающихся в нижнем ярусе юрской формации.
Есть на северо-востоке села гора, называемая Глинищей, на вершине которой жители близлежащих населённых пунктов добывали глину для штукатурки жилых помещений, плетнёвых строений и кладки печей. Следы этой работы сохранились до наших дней в виде глубоких ям и всевозможных подкопов. В глину не добавляли песок и цемент, т.к.этих компонентов тогда в селе вообще не было. Для лучшей связки при штукатурке часто использовали обычную солому.
Глинища являлась, пожалуй, самой высокой горой в округе и зимой с её вершины более взрослыми ребятами прокладывались лыжни, по которым с самого верха по трамплинам скатывались только опытные и более смелые лыжники. Проходили своего рода соревнования..Гора на востоке переходила в равнину и, образуя, так называемый венец, соединяла Пушкинский лес с Барским. За венцом располагались барское поместье и нынешнее село Болтине. Барином был немец, и мой отец в разговорах часто называл его Карлушей . Перед революцией 1917 года барин большим обозом ночью со всей семьёй уехал из тех мест.
Дорога между Козловкой и Болтином протяжённостью около 5 километров проходила мимо сельского кладбища, через Барский лес и Венец.
Козловка, как и другие близлежащие сёла, была заложена в XVI- XVII в., выполняя функции сторожевой заставы против набегов кочевых племён. Мордва заселялись в лесистых горных местностях и по возможности организовывали собственную защиту с соответствующими укрытиями. До настоящего времени сохранилось название Караульной горы на выезде из села Ивановка в направлении сёл Козловка и Курилово. На её вершине были останки каких-то строений и, указывая на них, отец рассказывал, что здесь была когда-то наблюдательная сторожевая вышка. На её верхней площадке дежурили люди, главным оружием которых была бочка с дёгтем. При возникновении опасности дёготь поджигался и пламя с чёрным дымом подавало сигнал жителям ближайших сёл - готовиться к защите, организовывать вооружённые засады или просто укрываться в лесах.
|