Продолжение.
Последнее мне напомнило как в послевоенные годы, когда для восстановления народного хозяйства страны райкомовский представитель и местные активисты организовывали «добровольную» подписку на облигации Государственного займа. Известие о появлении этой команды быстро распространялось по селу и многие жители просто закрывали свои дома и укрывались в лесах, т.к. у населения абсолютно не было денег.
Нельзя обойти вниманием и водные ресурсы козловских селян. Особенно это касалось наличия питьевой воды. В местных лесах и оврагах было много родниковых жил, которые питали водой ручьи, протекающие по сельским оврагам. Жители в удобных местах делали углубления и оформляли их в виде колодцев. Вода в них находилась на уровне земли и черпалась вёдрами просто руками, а иногда с помощью специальных деревянных крюков. Доставлялась вода к месту использования на коромыслах или бочками на конных повозках. Рыли в подворьях и собственные колодцы, глубиной до 15 метров, но в большинстве случаев вода в них была непригодной для питья и приготовления пищи. Использовали ее для различных технических целей, поили скот и поливали огородные культуры. Большой удачей было, если по некоторым приметам или рекомендациям старожилов, колодец попадал на подземную жилу качественной воды.
Но надо отметить, что и родниковые жилы не всегда выдавали вкусную питьевую воду, а крестьяне без всяких анализов в этом были безошибочны. Например, родник у подножья горы Глинища, оформленный в виде колодца дубовым срубом ещё в барские времена имел чистую холодную воду, но абсолютно непригодную для пищевого употребления. Вспоминаю, что вода имела лекарственный привкус, напоминая нынешнюю минеральную воду санатория ЮКМИНВОДЫ . А неплохо было бы провести и какие-то начальные анализы! Колодец почему-то получил название Сырыбуры. Говорили, что строили его по указанию барина Карлуши и, возможно, корни названия кроятся в немецком переводе.
К роднику примыкал большой барский сад, который занимал венец и Вишневскую гору. Ручей, вытекающий из родника, был, пожалуй, самым крупным во всей округе, протекал через всё село, и гужевые дороги от колодца в село и к барскому поместью, были наиболее освоенными.
Вспоминаю, что, примерно, в 1944-1945 г.г. над землёй оставался только один венец старого сруба колодца, а зеркало воды было на глубине 25-30 см и мы по несколько человек в раздетом виде опускались по плечи в воду и, побултыхав ногами 1-2минуты, выскакивали с визгом от холода. Таким образом. мы изображали процесс плавания, не отрывая рук от наземной части сруба.
В конце XX века Сырыбурский колодец потерял своё практическое значение и сегодня на его месте осталась только впадина, заросшая более свежей растительностью.
- интерес представляют многочисленные лесные родники с ключевой вкусной питьевой водой. Наиболее известным из них до сегодняшнего времени является так называемый Молоканский колодец. Основали его молокане*, две ил и три семьи которых во второй половине XIX века поселились в Козловке. Жильё они имели вблизи Барского леса на Камоловом конце, через который и протекал ручей из родника. Молокане обратили вни-
*Молокане, одна из сект Духовных христиан, возникла в России во второй половине 18 века. Сами же молокане объясняют это название тем, что всё их учение состоит во вкушении «млека» Слова Божия. Получило наибольшее распространение среди крестьян Поволжья, Молокане отвергают священников и церкви, совершают моленья в обычных домах. Общинами руководят выборные старцы-просвитеры. В своей массе молокане отличались грамотностью и светской культурой. Настольный энциклопедический словарь Т-ва Бр.А. и И.Гранат и К т6,Москва, типография о-ва распространения полезных книг, Моховая, д.кн, Гагарина, 1903 г.
мание на живительную воду родника, поставили на этом месте добротный сруб и организовали колодезную добычу воды, а имя колодцу дали уже местные жители. Вода очень нравилась сельчанам и молоканы провели к колодцу гужевую дорогу. В бытность Куриловского женского монастыря к колодцу пригласили священника, который и освятил источник. Так что вода в Молоканском колодце сегодня считается святой. Легенда об этом передавалась из поколения в поколение, но документального подтверждения, конечно, нет, а может быть этот факт и не был соответствующим образом зарегистрирован.
Из собственного любопытства летом 2008 года я посетил Козловку и нашёл легендарный родник. Он был на старом месте, но сруб уже над землёй имел только один почерневший венец и почти вровень с ним было зеркало чистейшей воды . Над родником густо склонились ветви орешника, липы и других кустарников, которые отражались в зеркале воды. Первоначально я принял их за растительность на дне колодца. Подход к колодцу представлялся даже опасным , т.к. почва в некоторых местах была зыбкой на расстоянии 2-3 метров. Дорога, конечно, не сохранилась, да и тропинки почти не было. Только довольно-таки устойчивый ручей надёжно показывал место расположения родника. Затронутые мною нависшие над родником листья растений подтвердили в зеркальном отражении воды прелесть и чистоту первозданной лесной природы. Ополоснув в колодце руки и лицо, я с большим удовольствием отведал пригоршнями ладоней живительную влагу. Такую свежесть и вкус воды я ни до, ни после никогда не испытывал.
По рассказам старожилов в прошлые века на месте сегодняшнего Камолова порядка располагалось красивое озеро, заросшее обильной растительностью, в которой обитали стаи диких уток. Озеро питалось водой из родников, расположенных в Барском лесу и основной из них впоследствии был назван Молоканским. Местные жители когда-то в озере собирали корзинами утиные яйца, а уток ловили специальными силками или сбивали просто палками.
На пути протекания Молоканского ручья по сельским оврагам в удобных местах жители делали небольшие запруды или углубления, из которых и брали питьевую воду. Так, доживший до нашего времени колодец, названный именем его создателя Камолова Митеньки имеет подобное происхождение. Воду из него стремились заполучить все хозяева близко расположенных подворьев. Ниже по течению Молоканский ручей сливается с Сырыбурским и вкусовые качества воды уже теряются. В оврагах встречались и самостоятельные родниковые жилы, но с неудобными подходами.
Для предприимчивого читателя считаю заслуживающим внимания ещё один интересный родник Козловки, называемый Маюткой. Как я уже говорил, с севера село защищала невысокая гора, которая холмисто переходила в Пушкинский лес. На южном склоне у её основания была уже улица села в восемнадцать домов, называемая Теребиловкой, приусадебные огородные участки и сады которой подходили почти к роднику. На востоке в 300 метрах от него проходила известная Базарная дорога.
Откуда произошло название колодца неизвестно, а вот улицу Теребилов-
ской назвал местный дед, т.к. барин выделил этот участок земли для поселения вновь создающихся молодых семей и они «теребили», т.е. часто обращались за помощью к своим родственникам со старых порядков. Кстати на этой улице жили мои три родные тёти (Пелагея, Паша, Екатерина) и дядя Данил, которые обзавелись семьями в первой четверти XX века. В пяти домах этой улицы хозяева имели фамилию Буткеевых, т.е. почти все были близкими родственниками, например, тётя Паша была замужем за Буткеевым И.А.
Жители, населявшие дома на расстоянии до 1,5 км от родника Маютка коромыслами носили из него питьевую воду. В конце 50-х годов прошлого века местный лесник Голяков Семён сделал над родником добротный сруб и рядом поставил дубовый крест с деревянной иконой. Родник выглядел, в какой-то мере священным и пожилые верующие женщины стали собираться около него по поводу ритуальных событий и религиозных праздников. Родник стали называть колодцем под именем Маютка. Вода в колодце никогда не пересыхала и не замерзала, а доставать её можно было только ведром с помощью крюка.
Я ещё хорошо помню, что на расстоянии 30-40 метров от колодца в не - большой низине всё лето стояла лужица воды, а старожилы рассказывали, что раньше здесь было озеро, в котором население замачивало коноплю и молодую липовую кору, из которой изготавливали лыки, а потом плели лапти. В конце прошлого века озеро перестало существовать. Оно просто высохло. Этот факт произошёл уже на моей памяти.
Последнее ещё раз подтверждает, что водные ресурсы земли заметно истощаются. Колодец располагался, примерно, в 200 метрах от Базарной дороги, что давало возможность использовать её для доставки воды бочками на конных повозках.
В середине прошлого века мой отец по своей интуиции и многолетним наблюдениям выкопал колодец на самом высоком месте собственного сада и на глубине 5 метров обнаружил обильные запасы воды, но она уступала по вкусовым качествам воде из других известных родников. Этот колодец располагался в 30-40 метрах юго-восточнее Маютки. Но после пожара 1967 года, когда сгорел мой родной дом, он оказался заброшенным и сегодня его уже трудно обнаружить в заросшем саду. Информация об оврагах.
Как уже отмечалось ранее, населённый пункт Козловка по всей площади был изрезан оврагами, которые в своей основе, предположительно, имеют морское происхождение, т.к с лесных массивов гор от таяния снегов и многочисленных родниковых источников создаются водные потоки, под действием которых происходит размывание почвы и образование оврагов. Природный ландшафт хорошо способствует развитию этого процесса.
Очень хорошо помню, как в весеннее половодье со всех гор вода стекалась в основной овраг и с приятным шумом следовала дальше в пойму р.Инсар. Примерно, то же самое наблюдалось в селе и после обильных ливневых дождей. Некоторые мосты опасно заливало потоками воды, что приводило их в
непроезжее состояние и на какое-то время нарушало проезд из одной части села в другую.
Всего в Козловке имелось семь мостов различной сложности и мой отец многие годы работал дорожным ремонтёром. Оплата ему была трудоднями и в сложных случаях, когда одному с большим объёмом ремонтных работ справиться становилось уже невозможно, в колхозе создавались спецбригады. Вообще дороги в селе всегда были больным местом и когда колхозы в силу многих причин начали разваливаться, должность ремонтёра дорог была упразднена, а овраги окончательно разрушили все сельские дорожные связи. От больших потоков воды берега оврагов размывались, образовывались, так называемые оползни, что приводило к разрушению не только мостов, но и жилых помещений. В последние десятилетия отсутствие ремонта дорог привело к тому, что при подъездах к селу, чтобы попасть на машине по какому-то адресу, необходимо было выбрать нужный спуск с дороги по периметру села. Передвижение стало затруднительным не только для автомашин и конных повозок, но и для прогона скота, а также перемещения пешеходов.
В итоге отсутствие дорог стало одним из основных факторов исчезновения Козловки.
Самый большой по протяжённости овраг проходил через всё село, разделяя его на Вольных и Барских. В некоторых местах он имел глубину до 20 метров с почти отвесными берегами. Очень часто после обильного дождя на них обнажались в больших количествах различной формы (от неопределённой до правильной ромбической) слюдяные включения. Сельские пацаны проявляли большую активность в сборе,«хрусталиков» правильной геометрической формы. Наполнив ими карманы, мы шли по домам показывать взрослым свои находки. Размеры ромбиков по большой диагонали были до 100 мм и толщиной около 10-15 мм сероватого цвета с прилипшей землёй. Я их чётко представляю даже спустя более 70 лет . Мы называли их просто слюдой или «хрусталиком».Никому, даже и взрослым, в то время не представлялось, что этот породообразующий минерал обладает полезными свойствами надёжного диэлектрика с малой теплопроводностью. При соответствующей обработке он прозрачен и имеет цветные оттенки с достаточно высокой прочностью. Могу подтвердить из той далёкой практики, что слюда хорошо расслаивалась ножом на тонкие пластинки, из которых мы вырезали ножницами лепестки различной геометрической формы. Но тогда никто из местных жителей, конечно, не знал, что слюда имеет широкое применение в производстве слюдяных конденсаторов, защитных очков для горнорабочих и др. Одним словом, сегодня есть над чем задуматься специалистам и в этой области.
Кирпичный овраг. Впервые о существовании этого оврага я услышал от отца в пятидесятых годах прошлого столетия. От него же узнал и о происхождении его названия. В моём пересказе это звучит, примерно, так.
На пути из села Ивановка до Козловки необходимо пересечь два оврага. При этом первый расположен сразу после преодоления Ивановской горы. Он представлял собой небольшое пологое углубление и потому более правильным следовало бы назвать его долом. Дорога через него проходила даже без
какого-либо моста. В первой четверти XX в. Козловские мужики Вашановы-обратили внимание, что на поверхности горы по склонам оврага цвет глины, выходящей на поверхность, имеет красноватый оттенок. При обжигании она легко превращалась в твёрдую и достаточно прочную массу цвета красного кирпича. В дальнейшем Вашановы построили кустарные печи для обжига глины и организовали тем самым производство строительного красного кирпича, а овраг стал называться кирпичным. Заросшие ямы от мест выемки глины напоминали о тех событиях до 60-х годов прошлого века.
Неизвестно, как далеко продвинулись бы Козловские мужики в развитии производства кирпича на местном сырье, если бы этому не помешали революционные события 1917 года и последовавшие за ними известные исторические ломки общественного строя России, главной из которых была коллективизация сельского хозяйства. Зажиточных крестьян раскулачили и многих сослали в места не столь отдалённые, среди таковых оказались и инициаторы создания кирпичного завода. Сын сосланных в степи Казахстана Вашанов Николай с большими трудностями вернулся к родственникам в Козловку, стал опытным механизатором и многие годы работал в колхозе бригадиром тракторной бригады. Он обзавёлся семьёй, отстроил дом родителей жены , вырастил дочерей и внуков. Я ещё в детские годы любил встречаться с ним и с завистью смотрел, как мастерски он управлялся с гусеничным трактором.
Со мной учился в одном классе другой потомок Вашановых-Виктор Александрович, с которым я 10 лет просидел за одной партой .Он был очень способным мальчиком и хорошим товарищем. Мы дружили и поддерживали связи, когда он уже жил и работал инженером- электриком в Саранске, а я жил в Казани. Бывали друг у друга в гостях. -Сегодня в Козловке Вашановых уже никого не осталось, а о Кирпичном овраге до пятидесятых годов прошлого века напоминала лишь построенная ими рядом с деревянной церковью кладовая из красного кирпича собственного производства. Личный дом у них был деревянный 4-х комнатный и в нём позднее располагались четыре класса Козловской начальной школы, директором которой много лет работал Тараканов Иван Алексеевич-сын раскулаченных родителей. С появлением в сельской глубинке образовательных учреждений молодёжь стала получать знания и прирастать осмысленно к агрономическим специальностям. Открытая в 30-х годах прошлого века в корпусах бывшего Куриловского женского монастыря средняя школа крестьянской молодёжи (ШКМ) оказалась очень востребованной и многим дала добрую путёвку в жизнь. Среди ее первых выпускников были родной дядя Беспалов Алексей Леонтьевич (ок.пединститут), мои сестры Анастасия(ок.физмат КРУ), Екатерина(ок.Свердловский горный институт) и многие другие. Молодёжь хотела учиться и работать. В этом отношении приведу более поздний пример из собственной жизни. В 1953 году в школе состоялся выпуск 43 учеников, получивших среднее образование, а в 1983году мы отмечали 30- летие окончания школы. На встречу прибыло не менее 20 человек и было отмечено, что более половины выпуска к этому времени получили высшее образование. Среди нас были генерал-лейтенант Григорькин В.С., зам. министра Мордовии Кажаев Н.П., гл. агроном района Ронжин В. С, два кандидата наук Шугуров В.И.и автор этих строк. Здесь стоит задуматься о том, почему же сегодня в Козловке вынуждено оказалась закрытой начальная школа, а в Курилове-средняя? Эти события стали смертельным приговором жизни села.
В Козловке было много так называемых заводчиков, которые в личной собственности имели конные молотилки(2) ,дранки(3),ветряные мельницы(З) и другие механизмы. После коллективизации всё это вместе с лошадьми было передано в колхоз и большинство бывших хозяев работали на них уже за трудодни. Но получить высокого положительного эффекта от подобной организации колхозов не удавалось и в скором времени механизмы стали выходить из строя. Общественная собственность реально себя не оправдала! Сегодня села практически нет, а всё перечисленное не только говорит, а плачет горькими слезами, что надо срочно исправлять сложившееся положение в сельской местности. Нужно внимательно изучить всё, чем жило и развивалось село на протяжении его истории, найти экономическую базу в каждом конкретном случае. На основе этого инициативные люди снова повернулись бы лицом к Матушке земле, а развитие сельскохозяйственного производства началось бы на современной промышленной основе. Сельский бизнес имеет законное право на перспективное развитие, но селу очень нужны молодые заботливые руки, светлые головы и экономические вложения.
Это стало Государственной проблемой и её необходимо срочно решать! В каждом конкретном случае надо искать возможность оживления сёл и деревень на основе имеющихся природных ресурсов данной местности.
Когда-то опытные крестьяне, чтобы не ошибиться в выборе температурного оптимума начала посевных работ, прикладывали к вспаханной земле мозолистые ладони трудовых рук. Сегодня земля заметно «перегрелась»! Ото -двигать аграрный процесс дальше становится уже опасным!
Что осталось привлекательного на месте бывшего села Козловка для его возрождения в будущем? В первую очередь это экологически чистая природа. Не случайно, что многие дети бывших сельчан, переселившиеся в города, пользуются поместьями своих родителей как летними дачами! А некоторые опустевшие дома охотно проиобретаются горожанами для тех же целей.
Очень перспективным является и промышленное освоение богатых природных ресурсов, о которых говорилось выше, включая, конечно, и плодородные окрестные поля. Сложившееся состояние дел в сельском секторе требует срочного вкладывания ресурсов и активной экономической поддержки малого бизнеса на селе. Это стало первоочередной задачей Государственного масштаба! Нужно оживить землю, чтобы она работала на своего Труженика-человека! Нынешних новых хозяев земли мало смущает, что она многие годы лежит мёртвым грузом. Следует помнить, ведь сельские поселения были и остаются историческими корнями России! Извечный Российский вопрос «Что делать?» и сегодня ждёт своего решения.
Н.А.Дунин.
|