В этом году, 27 января, отмечается 80 лет со дня полного снятия блокады Ленинграда. Это одна из самых драматических и трагических страниц в истории Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Блокада города продолжалась 872 дня. Фашизм явил миру пример геноцида и жесточайшего обращения с мирным населением. Нужно напомнить, что в блокированном городе оставалось 2,5 миллиона жителей, среди них 400 тысяч детей.
Наступление фашистских войск на Ленинград началось 10 июля 1941 года. Стремясь осуществить план молниеносного захвата культурной столицы СССР, немцы вели варварские бомбардировки и артиллерийские обстрелы города. Вражеская авиация совершала в день по несколько налетов. Целью немцев было не только разбомбить важные предприятия, но и создать панику среди населения.
И 8 сентября, в день, когда кольцо блокады сомкнулось, была массированная бомбардировка. Вспыхнуло около 200 пожаров - один из них уничтожил Бадаевские продовольственные склады. Продовольственных запасов оставалось только на месяц, начался настоящий голод.
Гитлеровские планы не оставляли Ленинграду никакого будущего: германское руководство и лично Гитлер высказывали намерения сровнять город с землей. Несмотря на жесточайшие по своему накалу бои на подступах к городу, "с наскока" взять его враг не смог.
В августе 1941 года, немцы начали очередное мощное наступление на Ленинград. Мир затаил дыхание. Тогда люди встали плечом к плечу на защиту родного города. И было не важно: взрослый ты или ребенок - война касалась всех!
Потерпев очередную неудачу у стен Ленинграда, фашисты решили задушить город голодом. К концу августа фашистам удалось перерезать железную дорогу Москва-Ленинград. Немецкое командование, лично Гитлер, издал приказ о прекращении обстрела и бомбардировки города. Как считали фашисты, ленинградцы сами себя будут истреблять. Но они просчитались.
В сентябре была введена карточная система нормы выдачи продовольствия населению, которая к сожалению не один раз сокращалась. В ноябре - декабре 1941 года рабочий мог получить лишь 250 граммов хлеба в день, а служащие, дети и старики - всего 125 граммов. А в декабре ударили сорокаградусные морозы, в городе не было тепла, замерз водопровод, не работал транспорт. С внешним миром Ленинград связывали только "Дорога жизни" по Ладожскому озеру и воздушное сообщение. Несмотря на трудные условия, в городе работали предприятия, например, Кировский завод. Но все же часть населения и промышленности была эвакуирована.
18 января 1943 года, в ходе операции "Искра", кольцо блокады было прорвано Красной Армией. Вскоре в город проложили временную железную дорогу по южному берегу Ладожского озера. До полного освобождения Ленинграда оставалось более года. Всего за период блокады по Ленинграду было выпущено около 150 тысяч снарядов и сброшено свыше 107 тысяч зажигательных и фугасных бомб. Многие ленинградцы погибли во время обстрелов и бомбежек, множество зданий было разрушено.
Утром 14 января 1944 года ленинградцев разбудил гул оглушительной канонады. Масштабная артподготовка, которая проводилась в районе Ораниенбаумского плацдарма советской артиллерией, стала началом крупной наступательной операции под кодовым названием "Январский гром" по полному снятию блокады Ленинграда.
Из нашего села Алтары в обороне Ленинграда участвовало более 20 человек. В их числе три женщины Ашимова Фатыма Горяевна, Абушаева Асьма Хасяновна и Талипова Сара Хамзеевна.
Ашимова Фатыма Горяевна - с первых дней блокады находилась в Ленинграде и оставалась в городе до конца 1946 года.
Из воспоминаний Фатымы апа: "В сентябре 1941 года я и мои подружки Абушаева Асьма, Талипова Сара были призваны на трудовой фронт, на торфозаготовки. Работали в селе Дракино Ульяновской области. Добывали вручную - лопатами и кирками торф, при этом нужно было его вывозить и отправлять, работали в две смены, выполняя план на 120%, за 300 граммов хлеба.
Когда началась война, а Ленинград оказался в кольце окружения, нас отправили ближе к городу на Неве, тоже на торфяные работы. Днем мы добывали торф, а по вечерам ездили в военную часть на обучение. Нас учили маршировать, тушить фугасы и зажигательные бомбы на крышах домов, которые забрасывала немецкая авиация, оказывать первую медицинскую помощь. В начале я была призывником, а потом стала военной и была ею 2,5 года.
Иногда то, чему нас научили, приходилось делать во время налета вражеской авиации, под разрывами бомб и снарядов, порой не замечая этого, каждая четко выполняла свои обязанности, стараясь помочь друг другу. Это была наша обычная работа, часто так уставали, что ноги, кое-как ходили и держали нас. Был такой случай. Крыша одного из домов загорелась и мы с подружкой бросились тушить, но вскоре вновь раздался взрыв, нас отбросило взрывной волной на несколько метров. Когда я очнулась, моя подружка лежала раненая, вся в крови и кричала от боли. Хорошо рядом были санитары, её положили на носилки и увезли в медсанчасть. А я пошла дальше, выполнять свою работу - тушить огонь.
Находясь в то тяжелейшее время в городе, мне пришлось испытать все ужасы тех дней...
После снятия блокады, мы оставались в Ленинграде, восстанавливали разрушенный город. Домой вернулась в конце 1946 года".
Наши земляки, воины фронтовики - защитники Ленинграда, выжившие в те огненные годы, также оставили нам свои воспоминания.
Саттаров Хафиз Арифуллович - шофер, который по дорогам войны на своей "полуторке" проехал пол Европы, но в начале испытал все ужасы "Дороги жизни" по льду Ладожского озера добираясь в блокадный Ленинград.
А началось движение автомашин по ледовой трассе 22 ноября 1941 года. Эта транспортная магистраль получила название "Дорога жизни". В январе 1942 года движение по льду уже было постоянным. Немцы бомбили и обстреливали дорогу, но им не удалось остановить движение.
Хафиз абый рассказал один эпизод, произошедший на "Дороге жизни": "Весной 1942 года, я только окончил школу шоферов, и был отправлен в Ленинград, служить на "полуторке". Как раз мой первый рейс лежал через Ладогу, по так называемой "Дороге жизни". Мы доставляли блокадному Ленинграду продукты, а оттуда эвакуировали людей, в первую очередь, больных. Машин не хватало и продовольствие для города грузили в машины не просто "под завязку", а гораздо больше. Казалось, что "полуторка" вот-вот развалится!
Проехал я ровно полпути как немцы, узнав, что идет перевозка груза, стали бомбить трассу. Один снаряд взорвался недалеко от моей машины, я только успел услышать треск льда и "полуторка" оказалась под водой. Я хотел спасти машину и груз, ведь ленинградцы ждали продукты с большой земли, но было поздно. Меня спасли мои друзья, вытащили из машины, из воды. Не помню как, но очнулся уже на льду метрах в пятидесяти от той проруби, куда провалилась машина.
Я быстро стал замерзать. Меня на попутной машине повезли обратно. Кто-то накинул на меня, то ли шинель, то ли что-то подобное, но это не помогало. Одежда на мне стала замерзать, перестали чувствовать кончики пальцев. Проезжая я увидела еще две утонувших машины и людей, пытавшихся спасти груз.
В районе блокады я находился, до конца 1943 года. Самое страшное, что я видел, это когда во время ледохода всплывали трупы людей и лошадей. Вода казалась черно-красной…"
Мензуллов Касим Хамзеевич - матрос Краснознаменного Балтийского флота, участвовал в обороне Ленинграда с первых дней. После войны окончил Военно-политическую академию им. В.И. Ленина.
Из воспоминаний Касима Хамзеевича: "Обстановка, сложившаяся под Ленинградом, требовала усиления его обороны. В связи с этим основные силы флота были переведены из Кронштадта в Ленинград.
Перед Краснознаменным Балтийским флотом были поставлены задачи: вести активную оборону подступов к Ленинграду со стороны моря и суши, не допустить проникновение морских сил противника в город, мощным огнем флота оказать поддержку сухопутным войскам, обеспечить функционирование "Дороги жизни" и водного сообщения. Задачи были не из легких. К этому времени город, днем и ночью, постоянно обстреливался немецкой артиллерией и авиацией, офицеры и матросы Балтийского флота мужественно сражались, с честью выполняли свой воинский долг. Сражаться приходилось в очень тяжелых условиях: жестокие штормы, снегопады, ледостав, перебои в снабжении кораблей и судов топливом, продовольствием и боеприпасами.
Мы не только охраняли город, но и ликвидировали подводные мины, установленные гитлеровцами, в местах подхода к городу, противостояли немецкому десанту, который несколько раз пытался высадиться, но безуспешно.
Немецкое командование узнав, что город охраняют корабли Балтийского флота, издало приказ, усилить обстрел и уничтожить флот. Немцам, несмотря на непрекращающиеся бомбардировки, не удалось ликвидировать КБФ".
Снятие блокады Ленинграда стало важным вехой не только в истории войны, но и образцом непоколебимости и высочайшего духа советского народа. К великому городу вернулась свобода, и жизнь снова начала свое течение. Однако восстановление потребовало не менее героических усилий и всеобщего единства.
80 лет спустя, память о блокаде Ленинграда остаётся живой. Мы помним и чтим тех, кто встал на защиту города на Неве, кто противостоял тяжелейшим испытаниям, кто ратным и трудовым подвигом вернул мирное небо над Ленинградом, кто ценою своей жизни, приближал долгожданный час Победы.
Блокада Ленинграда - это символ настоящей силы и выдержки, символ непоколебимого мужества и подвига нашего народа. Нам важно сохранить эту память и передать ее потомкам, чтобы они знали, как могут быть велики люди во время испытаний.
Мы чтим и помним тех, кто погиб и выжил в блокадном Ленинграде и не сдался. Их героизм должен быть навсегда в наших сердцах, чтобы никогда не повторилась подобная трагедия. Важно, чтобы мир знал и помнил о великом подвиге и стойкости ленинградцев во время блокады.
Н.Х. Исхаков, учитель Алтарской СОШ.
|