На сегодняшний день дистанционное (телефонное) мошенничество является одним из распространенных способов преступной деятельности, поскольку мир вокруг нас "не стоит на месте", развитие информационных технологий берут верх.
В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации мошенничество представляет собой хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Под имуществом понимаются, в том числе, и денежные средства. Сущность такого вида преступления состоит в том, что потерпевший сам передает мошеннику денежные средства, полагая, что тот действует правомерно. При мошенничестве обман или злоупотребление доверием выступают способом безвозмездного, корыстного и окончательного изъятия денежных средств. Повседневная жизнь стремительно заполняется банковскими картами, расчетами через мобильные телефоны, другими гаджетами. Этим и пользуются всякого рода мошенники, навязывающие различные схемы получения денежных средств с помощью новых операций и манипуляций.
Каждый гражданин уверен, что он никогда не попадется на обман телефонных мошенников, так как осведомлен о различных способах дистанционного мошенничества. Однако, как показывает практика, под обманутые категории граждан попадают не только пожилые граждане, не имеющие никакого понятия о развитии информационных технологий. Обманутыми могут быть люди различных возрастных категорий, имеющие при этом одно или несколько высших образований, работающие в различных сферах деятельности (учителя, врачи, преподаватели высших учебных заведений, работники администраций и другие). Что же подталкивает граждан быть ведомыми на уловки мошенников? Как правило, это излишняя доверчивость и невнимательность, что дает мошенникам довести свои действия до конца и заполучить обманным путем денежные средства, поскольку технологии телефонных и компьютерных атак становятся все изощренные. Мошенники играют на чувстве страха потерять деньги, либо убеждают в том, что сейчас можно получить легкие деньги. Задача мошенников сделать так, чтобы потенциальная жертва приняла решение здесь и сейчас, не дать ему опомниться, сообразить.
Главные признаки телефонного мошенничества:
1) вас просят назвать номер или пин-код карты, CW-код, пароль для входа в личный кабинет клиента или код из смс-сообщения. НИКОГДА НЕ СООБЩАЙТЕ КОДЫ ИЗ СМС-СООБЩЕНИЙ. КОДЫ ПРОСЯТ ТОЛЬКО МОШЕННИКИ!
2) вас просят скачать на свой мобильный телефон какое-либо приложение, которое, по словам мошенников, обезопасит ваши банковские счета;
3) у вас выманивают персональные данные (паспортные данные, СНИЛС, ИНН, иные данные);
4) собеседники путаются в показаниях, если разговор отходит от сценария, и не могут ответить на уточняющий вопрос, в связи с чем на вас пытаются давить или заставить быстро принять решение, говорят, чтобы вы никому и ничего не рассказывали;
5) вам звонят в мессенджерах "Telegram", "WhatsApp", "Viber". При этом, при звонке может высвечиваться изображение Центрального банка, Следственного комитета, МВД, иных подобных учреждений. В ходе телефонного звонка по мессенджеру представляются сотрудниками данных учреждений. ЗАПОМНИТЕ! - СОТРУДНИКИ И РАБОТНИКИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ НИКОГДА НЕ ИСПОЛЬЗУЮТ ДАННЫЕ МЕССЕНДЖЕРЫ ДЛЯ ЗВОНКОВ!
6) вам говорят о том, что кто-то пришел в банк с доверенностью от вашего имени и пытается оформить на ваше имя кредит, чтобы это предупредить, вам необходимо взять "зеркальный кредит" и перевести денежные средства на "безопасные счета";
7) вам звонят и представляются сотрудником сотовой связи и говорят о том, что заканчивается срок действия вашего абонентского номера, чтобы его продлить вам необходимо продиктовать коды из смс-сообщений, в противном случае ваш абонентский номер будет заблокирован;
8) вам звонят и представляются сотрудниками правоохранительных органов, врачами, говорят о том, что кто-то из ваших родных, знакомых попал в дорожно-транспортное происшествие и ваш близкий виновен. Чтобы вашего родственника не привлекли к уголовной ответственности, вы должны перевести, либо передать курьеру определенную сумму денежных средств;
9) вам звонят и представляются сотрудником сотовой связи, сотрудниками безопасности портала "Госуслуг" под различными предлогами просят сообщить коды из четырех и шести чисел. Если вы сообщили звонившим данные коды, то злоумышленники осуществляют неправомерный доступ (иными словами "взламывают") в ваш личный кабинет, блокируя ваш доступ в свой же личный кабинет. Таким образом, злоумышленники получают доступ ко всем вашим персональным данным, запрашивают вашу кредитную историю, и могут оформить кредиты от вашего имени в различных финансовых организациях. НИКОГДА НЕ СООБЩАЙТЕ КОДЫ ИЗ СМС-СООБЩЕНИЙ, ИХ ПРОСЯТ ТОЛЬКО ЗЛОУМЫШЛЕННИКИ!
Перечисленные схемы мошеннических действий являются наиболее распространенными на сегодняшний день, но не являются исчерпывающими, поскольку мошенники совершенствуются в своих преступных действиях и придумывают новые схемы обмана. Уважаемые граждане, призываем вас быть максимально бдительными, сохранять здравый ум и рассудок в случае, если вам поступил телефонный звонок с неизвестного номера. Самый главный способ обезопасить себя и свои денежные средства - это никогда никому не сообщать свои персональные данные, данные своих банковских карт, коды из смс-сообщений, и в случае посторонних телефонных звонков с неизвестных номеров надежнее и безопаснее для вас будет прервать этот разговор на начальной стадии.
В целях личной финансовой безопасности и в целях предупреждения совершения в отношении вас мошеннических действий настоятельно рекомендуем подписаться на официальный телеграм-канал "Вестник Киберполиции России" (https://t.me/cyberpolice_rus), в котором публикуется информация о новых видах дистанционных мошенничеств.
Статья подготовлена следователями следственного отделения ОМВД России по Ромодановскому району в целях предупреждения граждан быть обманутыми мошенниками, поскольку практически ежедневно к нам обращаются жители нашего района по факту хищения их денежных средств обманным путем. |