Поступление в школу означает переход к новому образу жизни, в связи с чем происходят изменения, которые оказывают влияние на социальное положение ребёнка. У младшего школьника появляются новые обязанности, возникают новые взаимоотношения с окружающими его людьми. Биоритм ребёнка меняется, ведущей деятельностью становится учебная.
Школьная тревожность - это сравнительно мягкая форма проявления эмоционального неблагополучия ребёнка. Волнение, повышенное беспокойство, отрицательная оценка со стороны педагога или сверстников, вызывающая чувство собственной неполноценности, трудно переносятся школьником, и он начинает испытывать боязнь, ранимость, мнительность и другие симптомы.
Различают две формы тревожности: личностная - персональная характеристика индивида, который воспринимает различные ситуации как угрожающие и отвечает на них определённой реакцией, и ситуативная - состояние, возникающее как эмоциональная реакция на стрессовую ситуацию, характеризующееся субъективно переживаемыми эмоциями.
Для профилактики тревожности детей школьного возраста рекомендуется включать их в межличностные отношения со сверстниками, а также создавать ситуации успеха. Они должны иметь возможность для эмоциональной разрядки.
Направления профилактики тревожности у младших школьников можно разделить на два вида.
Первое предполагает выработку конструктивных способов поведения при столкновении с трудностями, а также овладение приёмами, которые позволят справиться с излишним волнением и тревогой.
Второй вид направлен на развитие самооценки, укрепление уверенности в себе. Для эффективной работы необходимо создать атмосферу эмоционального благополучия и ситуации успеха, не сравнивать ребёнка с другими, развивать навыки коллективизма, эмпатии, взаимопомощи и поддержки.
Рекомендации
родителям:
- Помогать детям в выполнении сложных заданий, учитывая их возможности. Хвалить их даже за небольшие достижения. Избегать в общении с детьми угроз и наказаний;
- Не сравнивать ребёнка с "более успешными" одноклассниками или старшими детьми. Не использовать заданий на скорость или конкурентного характера;
- Разговаривать с ребёнком, чтобы он чувствовал поддержку в семье. Научить формулировать те проблемы, которые его беспокоят. Вместе с ним искать выход из сложных школьных ситуаций. Это придаст ему сил и уверенности в себе, что в свою очередь снизит тревожность;
- Научить выражать отрицательные эмоции без агрессии с помощью различных физических комплексов и дыхательных упражнений, медитаций. Всё это нужно выполнять вместе с ребёнком. Демонстрировать ребёнку своё доверие к нему, не наказывать его запретами;
- Не стесняться демонстрировать свою любовь с помощью тактильного контакта. Родительские объятия придают ребёнку чувство защищённости и уверенности в себе.
А.Н. Мосина, ст. психолог психологической лаборатории ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по РМ капитан
внутренней службы.
|