29 августа, в преддверии нового учебного года, состоялось традиционное совещание работников образования района.
На нем присутствовали делегации от педагогических коллективов общеобразовательных школ, работники учреждений дошкольного и дополнительного образования, среднего профессионального образования, главы сельских поселений, члены районной комиссии по делам несовершеннолетних. В работе совещания приняли участие Глава Ромодановского муниципального района А.А. Гурьянов, заместитель Главы района, начальник МКУ "Управление по социальной работе" В.А. Савинов.
Перед собравшимися с докладом выступила заведующая отделом по работе с учреждениями образования, опеки и попечительства несовершеннолетних администрации района Ю.А. Николина. Юлией Андреевной были проанализированы итоги деятельности педагогических коллективов за минувший учебный год, очерчены задачи на новый.
Было обращено внимание педагогических коллективов на работу с одарёнными детьми, работу по обеспечению нуждающихся в специальной помощи детей. В докладе поднимались актуальные вопросы о возрастающей роли образования в современном мире, качестве образования, многих аспектах воспитательной работы, о том, каким должен быть современный учитель.
Приведем отдельные факты и цифры из выступления Юлии Андреевны:
- Ежегодная встреча единомышленников даёт нам возможность обсудить накануне учебного года результаты работы системы образования района, назревшие проблемы, проанализировать и определить пути их решения, а также наметить перспективы дальнейшего развития.
В социальной сфере района одно из ключевых мест занимает дошкольное образование. В районе функционируют 5 детских садов, 9 групп для детей дошкольного возраста на базе 8 школ района. За три последних года охват дошкольным образованием детей в возрасте от 1 года до 7 лет вырос с 49% до 51% и составляет 760 детей. В дошкольных организациях района развиваются не только традиционные, но и вариативные формы образования: на базе Вырыпаевского филиала Красноузельской СОШ функционирует группа "выездной воспитатель", на базе всех детских садов работают консультативные пункты.
Но главная наша проблема - это нехватка мест в детских садах, а точнее, нехватка детских садов. Строительство детских садов в п. Ромоданово на 160 мест и в с. Белозерье на 120 мест позволит снять напряжённость с нехваткой мест и максимально, почти на 100%, охватить всех детей района от 1 года до 7 лет услугами дошкольного образования. Обеспечение качества образования во многом зависит от состояния кадрового состава. В системе дошкольного образования района трудятся 70 педагогов, из них 67 прошли курсы повышения квалификации по "ФГОС ДО". Ежегодно увеличивается число участников профессиональных конкурсов, что подтверждает стремление педагогов к самореализации и развитию профессионально-личностной компетенции.
В целях соблюдения гарантий общедоступности и бесплатности в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами общего образования в районе работает сеть общеобразовательных учреждений, включающая 8 средних, 5 основных школ и два филиала. Контингент школ, по предварительным данным, 1 сентября составит 1789 учащихся (на 30 больше, чем в прошлом году). Рост контингента будет достигнут за счет увеличения количества классов в РСОШ № 1, где третий год комплектуется по 3 первых класса, и Белозерьевской школе, где в этом году также будут открыты 3 первых класса. Малокомплектные школы района в лучшем случае сохраняют контингент прошлого года, но в основном происходит ежегодное его уменьшение, которое приводит к очередной оптимизации сети малокомплектных школ: так, перед началом нового учебного года Трофимовщинская средняя школа реорганизована в основную школу.
Из 182 выпускников 9-х классов прошлого учебного года в 10 класс пришли 35 человек (19,2%), в 11 классах закончат обучение 49 человек, в 1-й класс за парты сядут 211 малышей.
Говоря о необходимости повышения качества образовательной услуги, мы понимаем, что важной составляющей для его достижения является состояние материально - технической базы образовательных учреждений. На строительство, капитальный ремонт, пополнение и обновление материально-технической базы общеобразовательных учреждений района за 5 последних лет направлено более 378 млн. рублей из средств федерального, регионального и местного бюджетов. В 2017 году на укрепление материально - технической базы школ выделено 737 тыс. рублей из республиканского и местного бюджетов. Средства направлены в Белозерьевскую школу на установку системы видеонаблюдения, включающую 21 камеру, и оборудование поста охраны. Кроме того, в целях подготовки учреждений образования к новому учебному году в школах района провели ремонтные работы на сумму около 700 тыс. рублей.
Для обеспечения функционирования системы образования в этом году в бюджете района предусмотрено 212 млн. 257 тыс. руб. В структуре расходов на образование 73,8% составляет оплата труда и начисления на оплату труда работников образовательных организаций. Средняя заработная плата за 7 месяцев 2017 года составила: среди педагогических работников школ - 24 640 руб., средняя заработная плата воспитателей детских садов - 20 259 рублей, педагогов дополнительного образования - 23 556 рублей.
Это серьезные финансовые вложения, и от районной системы образования вправе требовать высоких результатов работы. Обеспеченность высококвалифицированными педагогическими и руководящими кадрами всегда считалось гарантом высокого качества образовательных услуг.
В школах района сегодня работают 237 педагогов из них имеют: высшую квалификационную категорию - 51 человек (21,5 %), первую - 135 (57 %), соответствие занимаемой должности - 51 (21,5 %). Доля аттестованных педагогических работников образовательных учреждений составляет 100 %. Работают в школах свыше 10 лет - 160 педагогов, 44 человека - это работающие пенсионеры. В новом учебном году, к нашей общей радости, ряд молодых педагогов пополнится пятью специалистами.
Готовность к инновационной деятельности в современных условиях - важнейшее качество педагога - профессионала, без наличия которого невозможно достичь и высокого уровня педагогического мастерства.
Среди учителей общеобразовательных учреждений района, активно внедряющих инновационные технологии, можно назвать педагогов Н.С. Вандышеву, Н.А. Бакулину, О.В. Быкову, (РСОШ №1), Л.Н. Елизарову, Г.П. Явкина (РСОШ №2), Т.Д. Косякову (Красноузельская СОШ), Е.А. Томилину (РСОШ№ №3) и многих других.
Отдельные слова благодарности хочется выразить педагогам, подготовившим призеров предметных олимпиад различного уровня: Н.А. Парашкиной - учителю биологии РСОШ №1, Г.А. Павлиновой - учителю обществознания и истории РСОШ №3, Е.Г. Садомской - учителю биологии РСОШ №3, Ф.Х. Кузяевой - учителю родного языка и литературы Алтарской СОШ, А.Ф. Янгличевой - учителю родного языка и литературы Белозерьевской СОШ, Е.С. Любимовой - учителю иностранного языка Атьминской СОШ.
Несмотря на определенные результаты, которые достигнуты сегодня системой образования района, проблема повышения качества образования остается для нас не просто актуальной, а является самой насущной в современных условиях обновления образования. Необходимо детально проанализировать результаты ЕГЭ по каждому ученику и предмету, итоги других мониторингов, что позволит получить полную картину в целом по учреждению. Это поможет выявить слабые стороны работы и найти новые приёмы и методы, способствующие улучшению качества образовательного процесса. Одним из основных социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и развитие индивидуальных способностей детей, являются учреждения дополнительного образования, роль которых в настоящее время существенно возрастает. В нашем районе данные функции успешно выполняют Детский дом творчества и Детско-юношеская спортивная школа. В прошедшем учебном году 1239 детей занимались в кружках и секциях художественной, технической, естественнонаучной, туристско-краеведческой, физкультурно-спортивной направленности. Значимы успехи наших воспитанников: 920 победителей и призеров, в том числе: на республиканском уровне -168 человек, на межрегиональном уровне - 2 человека, на всероссийском - 5 человек. На особом контроле в районе развитие научно-технического творчества. В 2016 году открыто 2 кружка технической направленности "Робототехника", на базе РСОШ №1 и №2. Кружковцы школы №2 уже в марте и ноябре прошлого года принимали участие в двух республиканских конкурсах технического творчества, и пусть они отмечены только грамотой за участие, но работы детей выглядели достойно и были интересны даже профессионалам.
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся, их физическое развитие, здоровое питание являются приоритетными направлениями нашей деятельности. Во всех школах района организовано горячее питание. В конце учебного года охват составил 1689 учащихся (96%). В новом учебном году мы запускаем пилотный проект по организации горячего питания в РСОШ №2 и №3, заключив договор с Мордовской кейтеринговой компанией. Она берет на себя все расходы, связанные с доукомплектацией и ремонтом кухонного оборудования и оснащением столовых и пищеблоков инвентарем, повара переходят в штат компании. Она будет вести всю документацию по питанию, закупать продукты и готовить блюда, решать все вопросы с контролирующими организациями. Кроме того, в школах будет внедрена электронная карта платы за питание (оплата через терминал).
Впереди - новый учебный год! От того, как начнет коллектив учебный год, как он будет организован, во многом зависит эффективность его дальнейшей деятельности. В нашем районе сосредоточен немалый интеллектуальный потенциал, и общими усилиями мы сумеем достичь новых, лучших результатов, которыми сможем гордиться.
Поздравляю вас, уважаемые педагоги, с наступающим Днем знаний! Желаю внутренней стойкости, профессиональной чуткости, здоровья, радости от общения с детьми и коллегами, новых планов и новых успехов!
Затем состоялось обсуждение доклада. О современных подходах к организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья рассказала педагог-психолог Ромодановской СОШ №1 О.В. Быкова, об обеспечении качества образования в дошкольных учреждениях путем организации воспитательной деятельности опытом работы поделилась заведующая детским садом "Аленушка" Е.В. Полетаева, о ведущей роли руководителя образовательного учреждения в условиях реализации ФГОС общего образования и внедрения профессиональных стандартов педагогов как залога развития эффективной школы рассказала директор РСОШ №2 Н.В. Смолькина, своим опытом работы в направлении гражданско-патриотического воспитания учащихся поделилась директор Пушкинской школы М.В. Павлова, и о сотрудничестве органов местного самоуправления и учреждений образования в комплексном решении социально-экономических проблем модернизации образования рассказала глава Ромодановского сельского поселения Т.В. Колмакова.
В завершении совещания слово было предоставлено А.А. Гурьянову. Анатолий Алексеевич подчеркнул, что районное образование может гордиться высокими результатами труда педагогов и учащихся. Но в то же время акцентировал внимание на проблемных вопросах, отметив, что их решение возможно только при условии совместных целенаправленных действий руководителей школ, отдела образования, районной администрации. Анатолий Алексеевич поздравил всех работников образования с началом учебного года, пожелал здоровья, успехов в творческих начинаниях и как можно больше талантливых учеников.
Е.ФИЛИППОВА.
|