Согласитесь, у каждого человека есть своё любимое полотенце, и мы даже не задумываемся о том, какая богатая и древняя история у этого самого обыденного предмета.
Русский историк Н.К. Карамзин в "Истории государства Российского" пишет, что у русских задолго до христианства существовал такой обычай, связанный с полотенцем: "Славяне в России также молились деревьям, особенно же дупловатым, обвязывая их ветви убрусцами (полотенцами) или платками". С древних времён на Руси полотенца использовали для украшения жилища, а изготовляли их из льняной ткани. Руки же вытирали обычной тряпкой, куском ткани, по-старому она называлась утиркой. Полотенца считались произведением искусства, ведь они украшались орнаментом, вышивкой, цветными тесёмками, блёстками и прочим. Каждое полотенце было индивидуально, уникальная отделка отображала то событие, для которого полотенце шилось: церковные праздники, свадьба, рождение ребёнка, похороны и др.
Каждая невеста имела в своём приданом полотенца, которые специально шились и отделывались для показа жениху и его родственникам. По сложности работы, по её чистоте и красоте судили о качествах будущей молодой жены. Не менее 40 рушников необходимо было припасти к свадьбе. Самый большой и нарядный - жениху, в знак согласия невесты и её родителей на брак, он назывался "рукобитный". Перед венчанием родители благословляли молодых иконами, украшенными "благословенными" рушниками. Вышивались они красными нитями, богато украшались. На венчании молодые становятся у аналоя на "венчальный" белый рушник - как на облако отправляются жених и невеста в Царствие Небесное, ибо там совершается благословение их брака. Во время венчания священник перевязывает руки венчающихся "союзным" рушником. Эта традиция несёт символ духовных уз, знак союза, любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения. После венчания родители встречают молодожёнов караваем на свадебном "хлебосольном" рушнике.
Когда человек умирал, полотенце повязывали ему на шею и вкладывали в правую руку, покрывали полотенцем гроб и на полотенцах опускали его в могилу. В течение 40 дней после смерти полотенце выкладывали на подоконник, веря, что в нём отдыхает душа умершего. А в дни поминовения вывешивали полотенце за окно, чтобы "пришедшие" умершие родители по нему поднялись в дом.
В наше время устраиваются выставки полотенец, которые считаются настоящими произведениями искусства. А по вышитым на них узорам изучается история наших предков. Ведь узор на рушниках - это зашифрованная повесть о жизни народа, о природе и людях.
Друзья! Сектор искусства и краеведения Ромодановской ЦРБ им. Н. Эркая приглашает всех любителей старины на выставку музейной коллекции вышитых полотенец "Красота рукотворная". В фонде библиотечного музея тщательно хранятся и берегутся 20 льняных, шелковых, вафельных вышитых и печатных полотенец.
У каждого полотенца своя неповторимая красота и история создания, мы привыкли, что вышивкой занимались девушки и женщины, но у нас имеется полотенце, вышитое мужчиной и техника вышивки у него отличительная от других представленных произведений. Иван Куликов, житель села Салма, был участником первой мировой войны 1914-1918 годов, на фронте получил тяжелое ранение, домой вернулся без ноги, чтобы хоть чем-то отвлечься от болей занялся немужским делом - вышил полотенце. Его внучка, жительница п. Ромоданово А.И. Сулакина, уже в наше время, передала в библиотеку бесценную семейную реликвию.
Мы признательны людям, подарившим нам свои сокровища и оставившим о себе добрую память, с благодарностью называю имена дарителей, это Выборнова И.В., Дуцева А.С., Орлова А.И., Воронина С.И., Козлова Л.М., Винокурова В.И.
В планах до конца года представить на выставке, также из запасников музея, ещё некоторые украшения простого сельского дома - вышитые и выбитые в технике ришелье наволочки и вязанные подузорники.
О.Н. Ермакова, зав. сектором искусства и краеведения МБУК "Ромодановская ЦРБ
им. Н. Эркая".
|