В далеком 1985 году на встрече с фронтовиками ВОВ в Алтарской школе мне довелось услышать историю односельчанина, Какурина Закарья Нявмятулловича, который дорогами войны прошел от Сталинграда до Берлина, освобождал страны Европы и был участником встречи советских и американских солдат на р. Эльба. Ветеран ВОВ был дважды ранен. За свои ратные и боевые подвиги он награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда", "За взятие Будапешта", "За взятие Вены", "За взятие Берлина", "За освобождение Праги", "За Победу над Германией в годы Великой Отечественной войны 1941- 1945 г.г.".
Закарья Какурин родился 20 августа 1918 года в д. Рейтар Кривозерьевской волости Саранского уезда Пензенской губернии (ныне с. Алтары Ромодановского района РМ) в простой, крестьянской семье. Он учился в местной Советской трудовой школе 1-ой ступени, где успешно закончил 4 класса. Семью Какуриных постигло несчастье: не стало отца. Именно поэтому Закарью с 13 лет пришлось работать в колхозе. А в 1938 году, завербовавшись, он уехал в Москву. Юноша трудился на заводе "Серп и молот" помощником слесаря, слесарем.
Спустя год, 4 февраля 1939 года, призывной комиссией при Таганском райвоенкомате г. Москвы Закарья призвали в ряды РККА. Службу начал в г. Виннице в 25-ом стрелковом полку. Затем был направлен на трехмесячные курсы в полковую школу, где получил специальность артиллериста - наводчика гаубичной артиллерии с присвоением звания сержанта. С 1 апреля 1940 года до августа 1941 года служил в 307-ом артиллерийском полку в составе 169-ой стрелковой Рогачёвской Краснознамённой орденов Суворова и Кутузова дивизии в качестве наводчика 76 мм гаубиц.
Какурин вместе со своими однополчанами одним из первых вступил в схватку с немецко-фашистскими оккупантами и противостоял их наступлению. Отступая, дивизия в тяжелейших боях понесла большие потери и была направлена на переформирование.
С августа 1941 года по 16 сентября 1942 года сержант Какурин воевал в составе 558-го гаубичного артиллерийского полка 159-ой стрелковой дивизии в качестве наводчика 122 мм гаубиц. А затем наш земляк до июня 1944 года воевал в составе 424-го гаубичного артиллерийского полка. Закарья Какурин принимал участие в обороне Сталинграда.
Из воспоминаний Закарья Невмятулловича: "…в то время, когда мы приехали в Сталинград, положение было критическое, город был окружен, и немецкие войска стремились прорвать оборону и занять Сталинград. Красная Армия вела активные наступательные действия, оттесняя врага от стен Сталинграда. Ценой огромных потерь и героического мужества, с которым сражались наши войска и население города, обстановка постепенно нормализовалась. Была взята в кольцо окружения знаменитая 6-я армия Паулюса. Нам, артиллеристам, была поставлена задача - вести бесперебойный обстрел немецких войск, не давая им вырваться из города. И мы сделали свое дело…".
После Сталинграда, в июне 1943 года, дивизия, в которой воевал Какурин, приняла участие в оборонительной операции на Орловско - Курском направлении.
Из воспоминаний Закарья Нявмятулловича: "… наша дивизия принимала активное участие в оборонительном сражении Воронежского фронта и вела бои западнее Прохоровки, в ходе которых личный состав соединения действовал с большим мужеством.
Занимавшие оборону на северном фасе Курского выступа наши воинские соединения были атакованы немецким 48-м танковым корпусом. После мощной артиллерийской подготовки противник бросил на нас до 300 танков и штурмовых орудий, поддержанных авиацией. В ходе шестидневных кровопролитных боев наши воины, совместно с танками, на выгодных рубежах сдерживали натиск ударной группировки противника и нанесли ему существенный урон. К исходу 12 июля в районе Кочетовки наступление немецких войск было остановлено, а затем они были отброшены на исходные позиции. В составе дивизии мне довелось участвовать в освобождении Орла и Брянска …".
После боев на Курской дуге дивизия находилась в распоряжении ставки ВГК, а в сентябре 1943 года участвовала в контрнаступлении наших войск на Белгородско - Харьковском направлении и освобождении Левобережной и Правобережной Украины.
В марте 1944 года наши войска подошли к границе СССР и Румынии. А в апреле 1944 дивизия участвовала в форсировании р. Днестр и овладела плацдармом в районе Пугочень (южнее г. Григориополь). При форсировании реки Закарья Какурин получил осколочное ранение в левую руку.
В июне 1944 года наш земляк был зачислен в 43-ий гаубичный артиллерийский полк наводчиком 76 мм гаубиц. Здесь он воевал до самого победного мая 1945 года. В составе 1-го Белорусского фронта в июле - августе 1944 года принимал участие в Львовско - Сандомирской операции, в ходе проведения которой была освобождена не только большая часть Западной Украины, но и юго - восточные регионы Польши. Часть территории Польши на восток от Вислы была занята в ходе операции "Багратион".
В сентябре 1944 года Красной Армии удалось захватить Болгарию и Румынию и выйти к границам Венгрии, Чехословакии и Австрии.
Наступление наших войск на Будапешт и последующий захват города были самыми крупномасштабными и сложными операциями 1944 года. Освобождение Будапешта от фашистов длилось более трех месяцев. Бои велись и под землей, в канализационных коммуникациях. В г. Пеште в окружение попал стотысячный гарнизон немцев. За освобождение столицы Венгерии Будапешта З.Н. Какурин был награжден медалью "За взятие Будапешта".
С выходом наших войск на венгерско - австрийскую границу началась подготовка к штурму Вены. Производились скрытые перегруппировки, подтягивались тылы, уточнялись задачи. Усиленно велась разведка обороны врага. Утром 6 апреля с востока и юга при поддержке гаубичных орудий наши части начали штурм Вены. После упорных боев, где немцы оказывали сильное сопротивление, 13 апреля советские войска полностью овладели Веной. За мужество и героизм, проявленные в боях за освобождение столицы Австрии, Какурин был награжден медалью "За освобождение Вены".
Берлинская стратегическая наступательная операция продолжалась с 16 апреля по 8 мая 1945 года. Перед началом операции был приказ провести скрытую артподготовку из всех видов оружия, для этого они подтягивались ближе к немецким частям.
Из воспоминаний Закарья Нявмятулловича: "… артподготовку начали раним утром 16 апреля и вели около часа, стреляли из всех видов оружия, в небе поднялись облака черного дыма вперемешку с пылью, ничего не было видно, всюду гремели и взрывались снаряды, стало так светло, как днем, всюду были слышны крики, шумы и стоны раненых. Мы про себя подумали, как сейчас несладко немецким солдатам. Это трудно описать, надо было видеть своими глазами. Всё горело, наши лица были черными от пыли и дыма, только зубы блестели…".
После артподготовки Красная Армия ворвалась на южную окраину Берлина. 25 апреля войска 1-го Белорусского и 1-го Украинского фронтов соединились западнее Берлина, завершив окружение всей берлинской группировки
В тот же день недалеко от города Торгау, на р. Эльба, наш полк и другие подразделения войска 5-ой гвардейской армии встретились с подходившими с запада частями 1-ой американской армии.
Из воспоминаний участника встречи на р. Эльба Закарья Нявмятулловича:
"Я запомнил это событие на Эльбе на всю жизнь. 25 апреля был первый по-настоящему весенний, солнечный, радостный день: нет стрельбы, нет раненых, нет убитых, нет войны. Это было непередаваемое ощущение. Встреча началась после полудня, все её с нетерпением ждали. Когда наши командиры обменялись первыми приветствиями и представлениями, встретились простые советские и американские солдаты.
Перед встречей всех нас собрали и провели инструктаж, как себя вести: лишнего ничего не говорить, от принятия спиртного воздержаться. Американцев, как выяснилось позже, тоже инструктировали.
В этот день на р. Эльбе встретились простые люди, весьма далекие от политики, все забыли обо всем, бросились навстречу друг другу, жали руки и обнимались, целовали в порыве искренних чувств. Все улыбались, приветствовали, знакомились, обменивались сувенирами, у кого что было. Началось поистине народное братание. Многие американские солдаты в поиске встречи с русскими даже нарушали приказ не выходить за пределы пятимильной патрульной зоны. Никогда в жизни я не обнимался со столькими людьми.
Веселились все: от рядового до маршала (Конев). Звучали аккордеон и балалайка, все танцевали. Русские пели американские песни, а американцы - русские, играя на гитаре.
Это был день примирения противоположностей. В духе Эльбы, в духе искреннего братства и согласия, Восток встретился с Западом, коммунист - с капиталистом, верующий - с неверующим, встретились обычные люди, далекие от войны.
Помимо исторического значения, эта встреча представляла огромный интерес с человеческой точки зрения. Это день, когда даже малое стало большим".
29 апреля советские войска достигли Рейхстага, символа немецкой государственности, который был взят штурмом на следующий день. Утром 1 мая над Рейхстагом был поднят штурмовой флаг 150-й стрелковой дивизии, однако бои продолжались, но в ночь на 2 мая гарнизон Рейхстага капитулировал.
Взятие Берлина явилось, без преувеличения, эпохальным событием. Был повержен символ германского тоталитарного государства и поражен центр его управления. Глубоко символично, что штурм Берлина завершился 2 мая, которое приходилось в 1945 году на Великий вторник, день Страшного Суда. 8 мая 1945 года представители германского верховного командования подписали в Карлсхорсте акт о безоговорочной капитуляции.
В ходе Берлинской операции наш земляк получил легкое ранение в ногу. За мужество и героизм, проявленные при взятии логова фашизма, он награжден медалью "За взятие Берлина".
После окончания боевых действий в Берлине началась Пражская операция. Согласно приказа освободившиеся части направили на уничтожение крупной немецко - фашистской группировки на территории Чехословакии.
В ночь на 9 мая наши войска совершили бросок и на рассвете вступили в Прагу, к 10 часам утра при поддержке населения наши войска полностью освободили город от захватчиков. З.Н. Какурин был награжден медалью "За освобождение Праги".
На этом его боевой путь по дорогам войны закончился. День Победы он встретил в Праге.
1 мая 1946 года З.Н Какурин демобилизовался. Первое время жил и работал в Кочкуровском районе слесарем, завскладом на хлебоприёмном пункте. В 1956 году вернулся в родное село Алтары и стал работать в колхозе заведующим МТФ. С 1963 года был завхозом в местной школе.
Его супруга Сафура - участница трудового фронта, в послевоенное время трудилась полеводом. Вместе они вырастили восьмерых прекрасных детей.
В 1978 году З.Н. Какурин вышел на пенсию, но продолжал работать бригадиром строителей и пилорамщиком.
Его не стало 29 декабря 2003 года. Похоронен в с. Алтары.
Исхаков Н.Х., учитель Алтарской СОШ.
|