19 сентября на электронную почту газеты "Победа" пришло письмо от Сергея Николаевича Пожилых из Воронежской области. В нём излагалась просьба: "Нужна помощь в определении судьбы младшего командира Исаева Фомы Герасимовича, погибшего в годы ВОв. В книге умерших в 361-ом медсанбате нет дополнительной информации о нём. Дело в том, что на братской могиле №210 в посёлке совхоза "Воронежский" Никольского сельского поселения Новоусманского района предстоит реконструкция. До сего дня умерший в медсанбате значится как неизвестный. Года два назад я нашел в интернете оцифрованную книгу памяти 361-го медсанбата. Пробуем установить место призыва, место рождения, возможно, откликнутся внуки, правнуки.
С уважением Сергей Николаевич Пожилых".
Это письмо не потребовало долгого времени на поиски родственников неизвестного солдата. Так, по счастливому стечению обстоятельств совпало, что мне были знакомы эта фамилия и редкое имя, еще со времени прежнего места жительства и работы. В 2005 году, будучи директором Вырыпаевской средней школы, я и учениками к 60-летию Победы уточняли списки воинов уроженцев с. Вырыпаево погибших в годы Вов. В результате этой поисковой деятельности на местном обелиске было высечено еще пять имён не вернувшихся домой воинов-земляков. Именно в этот период мы пытались уточнить дату гибели и место захоронения односельчанина Исаева Фомы Герасимовича, но так и не смогли. У его многочисленных родственников, в том числе проживающих в родном селе не было данной информации. В "Книге Памяти.Том 7" написано: "Исаев Фома Герасимович, род.1898, с. Вырыпаево, Ромодановский р-н. Русский. Призван в Сов. Армию в 1943, пос. Ромоданово. Рядовой. Погиб в бою, март 1943". Это все, что было известно, но и эти данные, как оказалось, являются не точными.
И вот через 20 лет - письмо… Конечно же были оповещены ближайшие родственники, а это внучка героя - Томилина Людмила Николаевна (с. Вырыпаево) и внуки - Исаев Владимир Николаевич (п. Ромоданово), Мальчёнков Александр Васильевич (г. Саранск), Мальчёнков Пётр Васильевич (г. Воронеж). Также передали их адреса и телефоны С.Н. Пожилому.
Через некоторое время от нашего нового знакомого пришло второе письмо: "Как я и предполагал, внуки не знают, где похоронен их героический дедушка. Уже звонил воронежскому младшему внуку Петру Васильевичу, а ему уже 65 лет. О том, что мне удастся выяснить об Исаеве Ф.Г., обязательно вам напишу".
И ко Дню Неизвестного Солдата Николай Сергеевич выполнил своё обещание. Публикуем его очерк.
Два внука героев встретились
под 60-летней липой
Эта липа-свидетельница открытия воинского захоронения 8 мая 1965 года, к 20-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Судьбы их дедушек сложились по-разному. У жителя посёлка совхоза "Воронежский" Пожилых Сергея Николаевича дедушка Закурдаев Григорий Васильевич вернулся с Великой Отечественной войны в октябре 1945 года. Был слухачом - это своего рода оператор ПВО в 1941 - 1942 годах. Затем освоил сапёрное дело. Зимой 1945 года даже представлялся к званию Героя Советского Союза, но решением генерала Батова был награждён орденом Красного Знамени. Также за подвиги был дважды награждён орденами Красной Звезды.
По другому сложилась судьба у уроженца с. Вырыпаево Ромодановского района Мордовской АССР - Исаева Фомы Герасимовича, 1898 г.р., сержанта 687-го сп 141-ой сд. 18 января 1942 года Фома Герасимович был призван в Красную Армию и направлен в составе маршевой команды для обучения в г. Алатырь Чувашской АССР в 141-ю сд, где она формировалась. А 3 июня 1942 года эшелоны с личным составом дивизии и вооружением выгружаются на ж/д станции Поворино Воронежской области. Здесь продолжается обучение и сплачивание красноармейцев и происходит довооружение дивизии. И 5 июля 1942 года первые эшелоны выгружаются на ж/д станциях Колодезная, Боево, Давыдовка, что в 40 км от г. Воронежа. Штаб Брянского фронта (с 7 июля 1942 года - Воронежский фронт) ставит задачу командованию 141-ой дивизии - не допустить переправы немецких войск на восточный берег р. Дон на участке между сёлами Семилуки Новоусманского района и Архангельское Давыдовского района.
Полки дивизии не только обороняли свои рубежи, но и пытались переправляться на другой берег, создавая плацдармы. Но враг был силён и 141-я дивизия несла большие потери среди личного состава, и всё же прочно удерживала восточный берег Дона.
В середине августа командованию 687-го сп ставится задача форсировать р. Воронеж в районе села Шилово. Полк смог закрепится на Шиловском плацдарме и стойко держал оборону, но 21 сентября под шквальным артиллерийским и миномётным огнём противника 687-му сп приходится отойти к восточному берегу р. Воронеж. И с 22 сентября 1942 года он прочно оборонял вверенные рубежи.
Так вот 20 или 21 сентября 1942 года смертельно ранят младшего командира 3-ей стрелковой роты 687-го сп. Однополчане доставляют своего сержанта в расположение 361-го медсанбата 206-ой сд. Медсанбат 141-ой сд находился в тот период немного подальше, на станции Давыдовка. А это 30 км разбитых дорог. И, несмотря на усилия врачей, сержант Исаев Фома Герасимович умирает от тяжёлых ран, полученных в бою, 21 сентября 1942 года. Земляки-однополчане после войны заезжали к жене Фомы Герасимовича, обрисовали картину того дня, как они привезли своего однополчанина в медсанбат, а дальше военные дороги повели их дальше. Сержант же Исаев Фома Герасимович считался без вести пропавшим. Вероятно ещё тяжёлая боевая обстановка внесла свою путаницу и неразбериху в делопроизводстве и несогласованности в подаче сведений об умершем сержанте из другой дивизии.
Исаев Ф.Г. был похоронен в братской могиле на территории совхоза "Масловский" Масловского сельсовета Новоусманского района. Оказывается коротка человеческая память. К 20-летию Победы 8 мая 1965 года, теперь уже в совхозе "Воронежский" Масловского сельсовета Новоусманского района, открывается памятник на братской могиле, перезахороненных недавно из другого места убитых красноармейцев и командиров в боях за г. Воронеж. А летом 1966 года при строительстве забора возле коровников экскаваторщик обнаруживает человеческие останки и останавливает работы. Начали подъём человеческих останков. Старожилы совхоза утверждают, что экскаваторщик наткнулся на одно из двух воинских захоронений 361-го медсанбата. По воспоминаниям ветеранов совхоза в конце лета того года было захоронено около 170 останков защитников Воронежа, умерших от тяжёлых ран. А летом 1995 года житель совхоза Слюсарев Сергей Емельянович убедил директора нашего птицесовхоза и военкома нашего Новоусманского РВК произвести работы по перезахоронению умерших красноармейцев из другой братской могилы. Будучи 7-летним мальчонкой, он видел и знал о захоронениях солдат, умерших в медсанбате. 5 октября 1995 года торжественно перезахоранивают ещё 229 безымянных красноармейцев и командиров Красной Армии, умерших в 361-ом медсанбате, который работал с 20 июля 1942 года по 7 января 1943 года в нашем совхозе.
Когда я ещё учился в школе, то учителя говорили о том, что документы 361-го медсанбата не сохранились. И до сегодняшнего дня герои, защищавшие Воронеж, остались не увековеченными в этой братской могиле, а их значится 354 фамилии по книге погребения медсанбата.
Как то года два назад я задал себе вопрос, а кто те красноармейцы, откуда они, фамилии, которых я прочитал в списке похороненных в нашей братской могиле. Об этом списке ничего вразумительного от главы нашего, тогда ещё Воронежского поселения, я не услышал. И фамилий этих красноармейцев, около десяти, не было на памятной доске нашей братской могилы.
Каково же было удивление, что на сайте "Память народа", как оказалось, фамилия нашего земляка-воронежца была записана в книге умерших в 361-ом медсанбате. И удивляться продолжал дальше, когда поехал в соседний посёлок 1-го отделения совхоза "Масловский" Никольского сельского поселения. Хотел им сообщить о не увековеченных у них фамилиях красноармейцев, умерших в другом отделении совхоза, когда там был развёрнут на неделю 361-й медсанбат, с 14 по 19 июля 1942 года. А оказывается 59 фамилий, как сейчас выясняется, уже были внесены в памятный список братской могилы №200 посёлка 1-го отделения совхоза "Масловский". Вот тут сработал комплекс городского жителя, как я себе сказал об этой ситуации - когда, живущие на одной лестничной площадке не знают своих соседей. И ведь сотрудники военкомата тоже оказались заложниками этой ситуации, не обратив внимание на ключевые слова в адресах захоронений. Ведь наш совхоз именовался как совхоз "Масловский" и находился в административном подчинении в Масловском сельсовете, а 1-ое отделение совхоза "Масловский" всегда административно подчинялся Никольскому сельсовету. И на территории 1-го отделения совхоза "Масловский" работал с сентября по конец октября 1942 года 207-ой медсанбат 159-ой сд, которая затем была переброшена на Сталинградский фронт и 15 января 1943 года Приказом Ставки Главнокомандующего она стала именоваться 61-ой Гвардейской стрелковой дивизией. А вот про свой 207-ой медсанбат в администрации Никольского поселения и в Никольской школе ничего не знают. Надо помочь им убрать эти белые пятна в их истории.
Но вернемся к нашей истории. 3 декабря 2024 года Мальчёнков Пётр Васильевич обещал приехать на встречу со школьниками, которую мы проведём в этот день и вот уже порядка семи лет проводим у нашей братской могилы № 210.
Это будет первая встреча с внуком красноармейца, похороненным в нашей братской могиле за всю 82-летнюю историю воинского захоронения. Документы медсанбата заговорили спустя столько лет.
От ред.: Пожилых Сергей Николаевич, родился и работал порядка 10 лет в птицесовхозе "Воронежский" мастером стройцеха. С 1993 года стал предпринимателем. Сейчас находится на пенсии. Входит в состав бюро Новоусманского районного Совета ветеранов войны и труда. Ему часто приходится делать сообщения в школах района о военной поре на воронежской земле. Территория района в годы ВОВ была прифронтовой, здесь работало много госпиталей и медсанбатов.
Последние годы Сергей Николаевич активно занимается краеведением и поисковой работой. Спасибо Вам за активную позицию по сохранению исторической памяти.
Материал подготовил
Н. ИРКАЕВ.
|