Вторник, 07-05-2024, 16:28

Автономная некоммерческая организация "Редакция газеты "Победа"

Главная | Регистрация | Вход Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Прогноз погоды
Ромоданово

Главная » 2021 » Февраль » 8 » Как нам спасти историю?
10:25
Как нам спасти историю?

Да ведают потомки православных 
Судьбу давнишнюю земли
А.С. Пушкин
Заряженные по полной глубоким смыслом пушкинского завещания, мы, то есть автор и "комментатор" данных строк с группой поддержки (детьми и внуками), начинаем наш репортаж сразу же на левом повороте (при движении на автомобиле из Саранска) с ромодановской дороги в сторону с. Старая Михайловка и деревни Покрышкино - малой родины наших предков. Цель репортажа - еще одна попытка сохранить память об истории родных мест. И, чтобы не быть голословным, попробуем с ходу взять быка за рога, сделав первое предложение в нашем, надеемся, благородном деле. Оно заключается в установке рядом с указателем "с. Старая Михайловка" или поодаль от него памятного (двухстороннего) знака "Полежаевские места" с портретным изображением известного русского поэта-демократа А.И. Полежаева и краткой информацией о его жизни в д. Покрышкино.
Представляете, какая бы получилась прекрасная (насыщенная духовно-культурным содержанием) визитная карта Ромодановского района: с правой стороны - стела с названием района, далее, через несколько метров - придорожный киот с иконами, а слева, между этими объектами, напротив через дорогу - памятный знак с задумчивым взглядом исторической личности - известного поэта… В данном случае, излишне говорить об исторической грани статуса района, которая, наконец, вышла бы из тени и засверкала новым светом в сторону его подъёма. Но самое главное, было бы положено начало сохранения не только локальной истории, но и истории России: ведь наш землякпоэт российского значения…
Мы продолжаем мобильный репортаж, наслаждаясь неброскими, но захватывающими дух родными широтами и просторами, пейзажами вокруг, пронизанными, словно извилистой нитью, просёлочной дорогой в предвкушении сладостных воспоминаний о детстве… И вот, наконец, перед нами деревня Покрышкино: проезжаем мимо поворота в сторону барского сада, одного из бывших имений отца А.И. Полежаева, рузаевского помещика Леонтия Струйского. Одно время, здесь на этом повороте, находился указатель "Место отдыха на холмах", здание которого уютно расположилось на опушке некогда роскошного сада. Необычно и весьма заманчиво, но если бы у нас было чуть больше внимания к истории здешних мест и наличие творческой мысли, то, вероятно, название звучало бы несколько иначе, ну, например, "В гостях" у Леонтия Струйского". Солидно, звучно, познавательно, да и, пожалуй, привлекательно-прибыльно: народ, думается, пошел бы на Струйского, что бы из себя он не представлял в своё время. Но самое важное - спасение истории для потомков и в данном случае было бы налицо, хотя бы в такой форме… Ну, а если в будущем представить себе проведение здесь поэтических встреч с условным названием "Полежаевские дни", то было бы вообще замечательно. Природа и условия к этому вполне располагают.
А мы, тем временем, мчимся уже в сторону овеянных тайной, так называемых в народе, Салминских морков (угол справа от дороги последнего Покрышкинского поля при подъезде к с. Салма), где, по легенде, останавливался отряд или войско Е. Пугачёва. Поднятые по тревоге, его воины в спешке обронили здесь некоторые атрибуты войскового снаряжения. Многие поколения деревенских жителей вели в этом месте раскопки и, якобы что-то находили: фрагменты сабель, копий, сёдел, уздечек, стремени и т.д.  При соответствующем отношении (бережно, внимательно и с любовью) к истории своей страны, к чему и призывает дополненная Конституция России, то не так уж, наверное, и важно, предание это или быль. Главное: существует многовековая легенда, её необходимо сохранить для потомков на памятном камне, например, или другом каком-то знаке. И вновь со спокойной душой можно было бы констатировать: история и в данном случае спасена! И тогда предложенный нами в начале репортажа памятный знак можно вполне дополнить следующим образом: "Пугачёво - Полежаевские места" (с соответствующими изображениями и сопроводительными строками).
Ведение мобильного репортажа не предполагает никакой передышки, и вот мы уже на кладбище д. Покрышкино, где находится утерянная, к сожалению, могила матери А. Полежаева, Аграфены (умерла в 1810 г.). Я хорошо помню её могилу с необычной (полуовальной формы) надгробной плитой и редкой, для того времени, искусно изготовленной, цветной эмалью с изображением портрета матери поэта на ней. В последний раз это было в далёком 1964 году, затем плита упала и долгое время лежала, никому не нужная, в бурьяне, где, возможно, находится и по сей день… На рубеже 80-х - 90 - х г.г. 20 века сюда приезжали двое журналистов с целью разыскать и восстановить названную могилу, которую им удалось обнаружить с помощью старожила деревни, Татьяны Егоровой, указавшей точное место данного захоронения, о чём немедленно было сообщено городским чиновникам, но никакой реакции на важную историческую находку не последовало. Точно так же поступили и с моим письмом (от 20 августа 2019 года) на наболевшую тему сохранения истории, которое было отправлено мной в Министерство культуры Республики Мордовия, где мне заявили буквально следующее: "Иметь активную гражданскую позицию - это, конечно, очень хорошо и важно, но не надо забывать, что любая инициатива наказуема" и больше ничего. Прошло больше года - ни ответа, ни привета. В слегка испуганном недоумении я в тот же день направился с подобными вопросами в НИИ ГН при Правительстве Республики Мордовия, здесь меня внимательно выслушали и даже показали археологическую карту нашей республики, специальные знаки и пометки на которой подтвердили, что в районе Салминских морков и в округе, действительно, имеются места связанные с пребыванием войск то ли Е. Пугачёва, то ли С. Разина… Но более подробного и детального ответа я так и не дождался. Выходит, на самом деле, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Лет пять назад я пытался "достучаться" и до музея им. Полежаева, но также тщетно. Директор музея, казалось бы, неподдельно заинтересованная предложениями и идеями и по поводу памятных знаков, и попыткой восстановить могилу матери А.И. Полежаева, тем не менее и пальцем не пошевелила сделать что-то конкретное в данном направлении. А ведь можно было бы общими усилиями: с привлечением сельского актива, работников музея, общественности райцентра и так далее, условно, (если не удастся найти настоящую могилу матери поэта) восстановить памятное захоронение с установкой на нём самого дешевого креста на фоне того, что осталось от старого надгробия. Это позволило бы обычному деревенскому кладбищу в одночасье стать еще одним историческим объектом не только Мордовии, но и России. В конце концов речь идет о матери известного в России поэта-демократа. Но, вместо решения простейшего вопроса, натыкаешься на инертность, черствость людей, на отсутствие у них чувства гражданского долга, элементарного уровня культуры, не говоря уж о капле патриотизма. И здесь возникает лишь один вопрос: ну неужели никому из людей не бывает стыдно перед памятью поэта? Памятник поэту поставили, а могила его матери почему-то оказалась заброшенной во тьму забвения. Следовало бы напомнить, что о творчестве А. Полежаева высоко отзывались его современники. Достаточно вспомнить слова великого критика Белинского: "Мы не обинуясь скажем, что из всех поэтов, явившихся в первое время Пушкина, исключая гениального Грибоедова, несравненно выше всех других и достойнее внимания - Полежаев и Веневитинов." А сам поэт пишет о себе следующее:
И пройдёт по устам 
Слава громким делам
И рекут они в голос один:
"Ты достойный прапрадедов сын!"
Что, к сожалению, мы не можем сказать о себе, коль не способны достойно сохранить память о таком известном человеке там, где проходило его нелегкое детство. 

После смерти матери Саша Полежаев, как известно, был перемещен в 1810 году из г. Саранска в д. Покрышкино, так как его отчим Иван Полежаев, совсем спившись, исчез из города. И будущий поэт воспитывался в семье крепостного сапожника Якова Андрианова, который обучал мальчика "российской грамоте, читать, писать и арифметике". Саша вырос и стал известным поэтом-демократом, но не забывал деревню, из которой родом была его мама и там же похоронена, и, находясь в отпуске в 1827 году, приезжал в д. Покрышкино, чтобы побывать в родных и памятных сердцу местах, где его не только воспитывали, как могли, но и давали первые уроки русского языка и приобщали к вере. 
Справедливости ради, надо сказать, что в Саранске уделяется достаточно много внимания памяти известного поэта: музей им. Полежаева, улица его имени, барельеф бюста близ фонтанного спуска, и, наконец, памятник поэту, стоящий в ярких цветах. Всё это, конечно, достойно уважения, внимания и определенного интереса, но на фоне полного бездействия в плане сохранения памяти о поэте там, где он воспитывался и находятся самые памятные места его жизни, воспринимаются несколько иначе. Например, здесь, в д. Покрышкино, ощущение такое, что кто-то взял и обокрал деревню, вырвав из-под самого её носа очень важный листок из её истории, связанный с личностью известного поэта, присвоив все "лавры" памяти о нём себе - любимому. Вероятно, рассуждая при этом о том, что деревня - она и есть деревня, и без этого прекрасно обойдется, а в городе пригодится… Так оно, в принципе, и получилось. Осуждать, конечно, не хорошо, но в цивилизованном обществе так вообще-то не поступают… Если уж взялись сохранять память о поэте, то делать это необходимо и там, где его пребывание было жизненно существенным и важным, а не в одном городе Саранске, в котором А.И. Полежаев даже не захотел побывать в свой единственный приезд на малую родину в 1827 году, а был лишь проездом из д. Покрышкино в г. Рузаевка. Это и понятно: ничего, кроме пьяных дебошей отчима, будущий поэт в Саранске не видел… И, если провести прямую линию от памятника А.И. Полежаева (в Саранске) в сторону севера от него, то мы попадем прямо в д. Покрышкино, где память о поэте, действительно, стёрта на нет. Парадокс, не правда ли? Хотя еще несколько лет назад местный колхоз назывался именем А.И. Полежаева, а Старомихайловская средняя школа также носила его имя (в довоенный и военный периоды). Но времена меняются, а с ними, как известно, и нравы… 
Однако мы увлеклись воспоминаниями и рассуждениями и вновь продолжаем репортаж, подгоняемые мыслями известных Пушкинских строк об отношении общества к отеческим гробам, мы, с поникшими от стыда головами, покидаем, наконец, деревенский погост, который, вполне мог бы стать историческим, закрепи для начала у входа в него захудалую табличку о его истории.
И вот мы уже движемся по улице Шатровка села Ст. Михайловка, что в двух шагах от д. Покрышкино. Улица известна когда-то бойкой торговлей лошадьми редких пород, производимых на местном конезаводе. В специальных шатрах (отсюда и название улицы) лошадей продавали, в том числе, и в Германию, Бельгию и другие страны Европы, поэтому к жителям этой улицы почему-то хочется обратиться с просьбой и крикнуть: "Ау, земляки, оставьте, пожалуйста, на время, лопаты и грабли и давайте вместе вспомним историю нашего села, и, может быть, сообща увековечим каким-либо образом его историю. Например, сложившись по рублю, установим где-то здесь на вашей улице что-то вроде флюгера с изображением лошади на его верху в память об известном конезаводе." Но вряд ли кто-то отзовётся на нашу просьбу, так как по себе знаем, как сложно бывает выпрямиться после известной дачной позы.
Едем дальше и видим развалины еще одного исторического объекта нашего репортажа - полуразрушенного здания храма Святой Живоначальной Троицы, возведённого на средства помещика А. Полянского и пожертвования прихожан в честь победы русской армии над войсками Наполеона. Одно только это обстоятельство вызывает необходимость сохранения данного памятника истории, хотя бы путём размещения на его, ещё оставшихся стенах мемориальной доски или, на худой конец, простой таблички, не говоря уже о создании элементарных условий для подхода и подъезда к нему. А, если к сказанному добавить, что на этом самом месте стоял деревянный храм (впоследствии сгоревший), в хоре которого пел, предположительно, совсем юный Саша Полежаев, то стремление сохранить "обезглавленный" (без куполов) храм - памятник  увеличится в разы и, возможно, благодаря таким действам на него обратят внимание благотворители, меценаты и спонсоры, и общими усилиями нам удастся сохранить память о вере и доблести наших предков.
Невдалеке от храма виднеется еще один памятник - скромный обелиск в память о сельчанах - участниках ВОВ 1941-1945 гг. И как бы связующим звеном двух памятников разных эпох истории России и двух её великих побед является высохшее ложе бывшего прихрамового пруда - красавца, находящегося как раз между ними… Два-три года назад, из-за досужего любопытства я спускался на дно бывшего водоёма с его густо-поросшими кустарником и деревьями, берегами и… ужаснулся: всё ложе пруда с когда-то чистейшей родниковой водой (от большого количества здесь ключей) сплошь было усеяно пустыми бутылками от пива, вина и водки… Весьма неприятное ощущение испытал я тогда и воспринял увиденное не только как грустную, но и в чём-то символическую примету нашего прошлого и настоящего: вот что становится с людьми и обществом, у которых когда-то пытались отнять веру (церковь была здесь закрыта в 1917 году). А отсюда, как следствие, соответствующие "всходы" когда-то посеянного: пороки и болезни души и тела, в том числе, потеря памяти о своём родстве (в широком смысле слова), Отечестве и о его истории, наконец, за сохранение которой мы так пытаемся ратовать в нашем не совсем обычном репортаже.
Об истории можно писать много, но, как известно, газета нерезиновая, поэтому мы завершаем репортаж на колёсах, и делаем это там же, на повороте, где мы мечтаем установить памятный знак "Полежаевские места". 
По возвращении домой, нам на глаза попалось видео с открытием, а точнее, с великолепным ренессансом старого ромодановского парка. Отличная работа, ничего не скажешь: сразу чувствуется деловое и творческое начало нового руководства района. Но это история сегодняшнего дня, а как же быть с историей вчерашнего? Забыть или сделать вид, что ничего существенного у нас там, в прошлом, не происходило, незаметно для себя втаптывая в землю и то малое, что осталось от него? Как-то нечестно, несправедливо, не по-человечески что ли получается, да и в разрез идёт с дополнениями к основному закону нашей страны, в части отношения к её истории и памяти о ней. Ну, как здесь не вспомнить ещё и ещё раз слова А.С. Пушкина: "Без памяти не может быть ни Родины, ни страны!" Вот как-то так и никак иначе мы ставим точку в репортаже о попытке сохранить, пусть небольшие, фрагменты истории родной деревни, но ведь именно из её маленьких крупиц и создаётся большая история: района, республики, а значит, страны.
Вёл репортаж 
Константин Котюков с группой поддержки 
у кромки одного из русских исторических полей.
 Август 2020 года.
P.S. 10 сентября 2020 года на территории Атемарской засечной черты, недалеко от сторожевого вала, появился памятный знак (что, кроме всего прочего, подтверждает актуальность нашего репортажа) - небольшая стела в честь основателей города Саранска. И это здорово! Значит, не перевелись еще люди, радеющие за сохранение нашей богатейшей истории. И мы, ромодановцы, не должны подкачать в таком важном для страны деле, и у нас, оказывается, есть что сохранять, восстанавливать и даже спасать…

Просмотров: 191 | Добавил: Redaktor | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Календарь
«  Февраль 2021  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
Архив записей
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Редакция газеты "ПОБЕДА" © 2024
    При использовании материалов ссылка на редакцию газеты "Победа" обязательна